Яна Чернобровкина
Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты «Поможем бельчонку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-игры по формированию
лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительной комбинированной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ.
«Поможем бельчонку»
Возрастная группа: дети 6- 7 лет с ТНР.
Форма проведения: подгрупповое занятие.
Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.
Коррекционно-образовательные задачи:
• закреплять умение называть времена года, дни недели по порядку, начиная от любого заданного;
• уточнять и расширять знания детей о насекомых;
• активизировать словарь по данной теме;
• совершенствовать грамматический строй речи;
Публикация «Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты „Поможем бельчонку“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• закреплять умение называть обобщающее понятие;
• закреплять навык чтения.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать память и внимание, зрительное восприятие;
• развивать умение подбирать прилагательные к существительному;
• развивать умение подбирать слова с противоположным значением;
• развивать логическое мышление;
• развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитывать способность к взаимопомощи; терпению по отношению друг к другу;
• воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца.
Оборудование: ИКТ, авторская игра-презентация, мяч, цветы из картона, солнышко из картона.
Раздаточный материал: «божьи коровки» с изображениями.
Ход занятия:
I. Организационно-мотивационный этап
Приветствие детей (Дети стоят в кругу, передают друг другу солнышко, называя друг друга ласково по имени с пожеланием доброго утра).
Уточнить время года, месяц, день недели.
Дети стоят перед интерактивной доской.
На доске изображение лесной опушки. (слайд 1).
Учитель-логопед: Ребята, сегодня необычный день, у нас гость (сюрпризный момент) (слайд 2)
Учитель-логопед: ребята, кто это? (Ответы детей).
Учитель-логопед: Правильно, это бельчонок. Он грустный, как вы думаете, почему? (Предположения детей).
Учитель-логопед: он гулял на лесной опушке, но налетел ураган и тропинку домой завалило сломанными деревьями. Теперь он не может попасть домой.
Проблемная ситуация.
Учитель-логопед: Ребята, что же делать? Как нам помочь бельчонку попасть домой? (Ответы детей – расчистить тропинку от сломанных деревьев).
Замечательно, что вы такие отзывчивые и готовы прийти на помощь.
II. Основной этап
1. Учитель-логопед: На пути у нас первая преграда.
Упражнение «Отгадай-ка - называй-ка»
На дереве лежат листья.
Дети отгадывают загадки, лист исчезает, появляется отгаданное насекомое.
(слайд 3)
1. Необычные цветы
Ты нашел среди листвы.
Не дотронуться рукой –
Улетит цветочек твой.
Яркая, как лампочка
Тут порхает … (Бабочка).
2. Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (Стрекоза).
3. Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам ….(Божья коровка).
4. У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка —. (Гусеница)
5. Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажите-ка?. . (Оса)
6. Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (Муравей)
7. Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас. (Комар)
8. Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (Муха)
9. В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук.
Кто же это?. (Жук)
10. На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
11. Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? (Пчела)
Учитель-логопед: ребята, как назвать всех, кто прятался под листьями одним словом? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Молодцы, первая преграда пройдена.
2. Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку вернуться домой. На
пути новая преграда.
• Упражнение «Назови ласково». (слайд 4)
Учитель-логопед: Ребята, давайте назовем ласково насекомых и то нам чем они сидят.
(Ответы детей).
Цветок – цветочек Стрекоза - стрекозка Комар – комарик
Гусеница – гусеничка Жук – жучок Муравей - муравьишко
Пчела – пчелка Дерево - деревце
Учитель-логопед: Молодцы, преграда пройдена.
3. Учитель-логопед: на пути преграда.
• Упражнение «Найди половинку». (Работа с интерактивной доской) (слайд 5)
Учитель-логопед: Ребята, какая-то путаница произошла, посмотрите на бабочек.
(Дети соединяют нужные половинки бабочек при помощи «инструмента», затем проверяют правильно ли выполнено задание).
Учитель-логопед: Молодцы, преграда пройдена.
4. Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку. На пути преграда.
• Упражнение «Подбирай-ка».(Игра с мячом. Дети подбирают прилагательные).
Учитель-логопед: ребята, давайте скажем- бабочки какие?
Ответы детей: красивые, разноцветные, яркие, воздушные, легкие, прекрасные, маленькие, большие, пёстрые, хрупкие, порхающие, летающие.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, замечательные бабочки получились. Преграда пройдена.
5. Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку добраться домой. На пути новая преграда.
• Упражнение «Сосчитай-ка» (слайд 6, (слайд 7)
Учитель-логопед: давайте сосчитаем бабочек?
Дети считают бабочек: одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек., шесть бабочек.
Бабочки улетают. На слайде появляются стрекозы.
Дети считают стрекоз: одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз, шесть стрекоз.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.
6. Учитель-логопед: ребята, осталось мало сломанных деревьев и бельчонок скоро окажется дома.
• Упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом).
Муха быстрая, а гусеница….медленная.
Жук шумный, а муравей…. тихий.
Жук большой, а божья коровка…. маленькая.
Бабочка яркая, а комар…. тусклый.
У осы крылья короткие, а у стрекозы…длинные.
Гусеница длинная, а муравей …короткий.
У жука усы толстые, а у бабочки… тонкие.
У шмеля спина широкая, а у осы… узкая.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.
• Физкультурная минутка
Учитель-логопед: пора отдохнуть. Представьте, что вы кузнечики.
(Дети под мелодию «В траве сидел кузнечик выполняют движения).
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Музыку послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
7. Учитель-логопед: ребята, осталось мало сломанных деревьев.
• Упражнение «Разбирай -ка» (Работа с раздаточным материалом, божьи коровки с изображением предметов).
Учитель- логопед: посмотрите, на цветках нарисованы буквы Ж и Ш.
Какой звук обозначает буква Ж, дайте характеристику звуку. (Ответы детей)
(Звук Ж- согласный, твердый, звонкий).
Какой звук обозначает буква Ш, дайте характеристику звуку.
(Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой). (Ответы детей)
Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем). (Ответы детей).
Разнесите божьих коровок по цветочкам, если в названии изображения есть звук Ж – на цветок с буквой Ж, если звук Ш – – на цветок с буквой Ш.
Слова: пружинка, пушинка, шар, шаль, жёлудь, мешок, горшок, жаба, жук, пирожок, петушок, кошка, лыжи.
Дети рассаживают божьих коровок по нужным цветочкам.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.
8. Учитель-логопед: ребята, осталось мало сломанных деревьев, бельчонок скоро окажется дома. На пути преграда.
• Упражнение «Собери слово» (слайд 8)
Учитель-логопед: ребята, нужно разгадать зашифрованное слово.
На экране звуковая схема слова, дети подбирают название насекомого, подходящего к схеме.
Ответ: ЖУКИ.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Осталось одно дерево. И бельчонок дома.
• Упражнение «Речевая дорожка» (слайд 9)
Учитель-логопед: давайте все вместе пройдем по дорожке, только идти нужно дружно, не обгоняя друг друга и не отставая.
Дети «идут» по речевой дорожке сначала в прямом, потом в обратном направлении.
(ПУШОК – ЛУЖОК – ПУШОК – ПУШОК – ЛУЖОК – ПУШОК – ЛУЖОК – ЛУЖОК).
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, разобрали все деревья и бельчонок теперь дома.
Слайд 10
III. Заключительный этап. Рефлексия.
Учитель-логопед: Ребята, вы молодцы, помогли добраться до дома бельчонку.
- Какие игры вам понравились больше всего? (ответы детей)
- Какие игры вам показались самыми трудными? (ответы детей).
Источники:
http://zagadki.info/rifma/babochka.html
http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-o-n