Светлана Гончарова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Чем фантазия отличается ото лжи?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе
«Чем фантазия отличается ото лжи?»
Цель:
Научить детей различать обман и выдумку-фантазию; подвести к пониманию, что обманывать нельзя, а фантазировать можно.
Задачи:
• Познакомить детей с понятиями «ложь» и «фантазия»;
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе „Чем фантазия отличается ото лжи?“» размещена в разделах
• Учить детей находить различия и сходства между этими понятиями;
• Учить детей выбирать правильную линию поведения;
• Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
• Воспитывать в детях желание и стремление быть честными.
Ход занятия:
Воспитатель : Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Воспитатель : Ребята, сейчас мы попробуем отгадать тему нашего занятия. Перед вами лежит лист бумаги и карандаши, я предлагаю придумать и нарисовать несуществующее животное. Когда будете рисовать подумайте, где оно могло бы жить, чем питаться, на кого охотиться, от кого прятаться?
Рассказы детей.
Воспитатель : Как вы думаете, что вам помогло нарисовать животных: память, внимание или воображение?
Воспитатель : Воображение по-другому можно назвать фантазией. «Фантазия» - это первая часть темы нашего занятия. Для того, чтобы вы отгадали следующую часть темы, я предлагаю послушать пословицу: «Красива ложь, да от правды не уйдёшь». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).
Воспитатель : Тема нашего занятия «Чем фантазия отличается ото лжи?»
Но прежде чем ответить на этот вопрос я расскажу, что же такое фантазия и ложь. Фантазия (выдумка) безобидна, бескорыстна, для смеха, забавы окружающих. Она развивает творческие способности. Людей, которые фантазируют, называют фантазерами. Есть ли у нас в группе фантазеры (если да, то рассказать о них, о том, что они придумывают).
С помощью лжи (обмана) люди стараются скрыть правду, их называют лжецами (обманщиками). Лживый поступок — это злой поступок, некрасивый, он может принести вред окружающим.
Вывод. Фантазия приносит пользу, несёт добро. Ложь наносит вред окружающим.
Воспитатель : Дети, но у фантазии есть свои правила как для фантазирующих, так и для слушателей.
Основные правила для фантазеров :
никогда не выдумывать о других, чтобы им не было обидно;
пояснять свои выдумки: «Это я придумал, чтобы было интересно или смешно».
Основные правила для слушателей фантазеров :
можно смеяться, если смешно;
фантазера нельзя называть лгуном или обманщиком.
Физкультурная минутка. Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физминутку.
Раз – два – три – четыре – пять
Начинаем мы играть!
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (приседают)
А когда откроем глазки (встают)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Будет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо 10 раз, (наклоны влево – вправо)
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)
Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)
Воспитатель : Ребята, давайте пофантазируем с вами на тему, что было бы, если бы:
-дети умели летать, а взрослые – нет;
-звери могли говорить;
-все мечты сбывались;
-остановились все часы;
-ночь превратилась в день;
-куклы ожили;
-люди умели читать чужие мысли;
-Новый год был летом;
-перестали идти дожди;
-бабушки снова стали молодыми.
Воспитатель : Дети послушайте диалог и ответьте на вопрос: можно ли этого мальчика назвать фантазером?
—Ты конфету съел?
—Нет, не я.
—А вкусные были?
—Очень.
Воспитатель : Ребятам предлагается продолжить рассказы.
Рассказ 1. Дима играл в футбол и не успел выучить уроки. Вечером маме пришлось сказать неправду. На следующий день учительница вызвала Диму к доске.
Вопросы для рассуждения:
—Почему Дима маме сказал неправду?
—Как лучше следовало поступить?
—Понравился вам поступок Димы?
Рассказ 2. Сережа оставил в классе красивую ручку. Саша на следующий день пришел в класс первый и нашел ручку. Он долго рассматривал ее и положил себе в портфель. На следующий день Сережа заметил, что у Саши точно такая же ручка, какая была у него.
Вопросы для рассуждения:
—Как вы оцениваете поступок Саши?
—Как ему необходимо было поступить в данной ситуации?
Воспитатель : Скажите, к какому слову подходит больше слово «фантазия» к правде или ко лжи? (дети отвечаю). А чем она отличается от одного и от другого. Совершенно верно. Ложь обычно используется в корыстных целях и может привести вред окружающим. Ей не нужно учиться. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческое воображение. Поэтому полезно учиться фантазировать.