Светлана Можанова
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшей группы «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ.
По духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей старшей группы «С чего начинается РОДИНА?»
«Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа» (Г. Н. Волкова)
Актуальность темы:
Публикация «Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшей группы „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы с введением в действие закона РФ «Об образовании» идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все больше общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей по которой ходил не раз, с двором где катался на велосипеде.
Гипотеза:
Не следует ожидать от детей, взрослых форм проявления любви к родной станице, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории станице, края, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил станицу, начнут проявлять интерес к событиям этой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
1. наблюдение;
2. совместные игры;
3. анкетирование;
4. познавательные игровые занятия;
5. экскурсии;
6. беседы.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели группы.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; умение видеть прекрасное и гордиться им; формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
• Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, культурному наследию своего народа.
• Воспитывать любовь и уважение к малой родине, к своей нации. Толерантное отношение к представителям других национальностей.
• Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатом его труда, родной земле, традициям, защитникам Отечества, государственной символики, общественным праздникам.
• Расширить знания детей о флоре и фауне Республики Адыгея.
• Воспитывать у детей любовь к природе желание беречь и защищать её.
Планирование проектной деятельности.
Предварительная работа:
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
• подбор исторической литературы;
• подбор произведений народного творчества;
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
• подготовка разного вида бросового материала;
• подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
• дидактические игры;
• выставки книг, рисунков, поделок.
Этапы проведения реализации проекта:
1) Информационно – накопительный:
• изучение интереса детей для определения целей проекта;
• сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
• обращение к специалистам.
2) Организационно – практический:
• проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество); «История России, Адыгеи»; «Наша станица – прошлое и настоящие»; «Моя Родина – Адыгея!»; «Защитники Отечества!»; «Земля – планета, на которой мы живем!»; «Береги свою планету!»;
• Оформление дидактических игр по краеведению: «Бабушкин сундучок»; «Карта моей станицы»; «Вот моя улица, вот мой дом родной».
• Рисование «Мой дедушка казак».
• Разучивание стихов и песен.
• Оформление уголка «мини – музея» в русских традициях.
• Оформление «Экологической галереи», «Маршрута безопасности движения».
• Оформление стенда и музыкальное выступление к «Юбилею станицы».
• Экскурсии в музей и фото - экскурсии по станице.
• Создание газеты «Утром солнышко встает в детский сад меня зовет».
3) Контрольно – рефлексивный:
• Подведение итогов.
• Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».
Создание условий реализации проекта:
• интерес детей и родителей;
• методические разработки,
• интеграция со специалистами детского сада.
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Работа с родителями:
• словотворчество с родителями «Сочини частушку о станице»
• осуществить совместный проект детей, родителей, воспитателей «С чего начинается Родина?».
• анкетирование родителей по основным вопросам нравственного духовно-патриотического воспитания детей:
• Согласны вы с тем, что особенности труда, воспитателя накладывают отпечаток на его нравственность?
• С какого возраста дети начинают понимать обращение на вы? Вы учите этому своих детей?
• Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу, а другого не слышат?
• Как влияет стиль отношений взрослых на нравственное воспитание детей?
• Как вы понимаете высказывание: «Дети – наше эхо, наше зеркало?»
• Как вы думаете, кого видят в воспитателе дети?
• Как вы считаете, правильно ли ставить задачи нравственно – патриотического и духовного воспитания, начиная с раннего возраста?
• Является ли проблема нравственно - патриотического и духовного воспитания актуальной в наше время?
• совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества», «Масленица».
• участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды.
• участие в конкурсе поделок из природного материала «Волшебные ручки».
Работа с детьми:
• занятия;
• детская проектная деятельность;
• кружковая работа;
• беседы;
• экскурсии;
• детская исследовательская деятельность;
• фотовыставки;
• игры;
• конкурсы;
• праздники и развлечения.
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является:
• диагностика, в которой учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-тематических мероприятиях, других видах деятельности;
• умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
• освоение доступных знаний об истории родного Отечества;
• приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;
• проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
• Соблюдение ребенком основных нравственных норм и правил:
o Старайся делать добро!
o Бойся обидеть человека!
o Люби и прощай людей!
o Поступай так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
o Познай мир и себя!
o Стремись найти свою цель в жизни!
o Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям!
o Лучше отдай свое, чем отдай чужое!
Стратегия осуществления проектной деятельности:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием станицы, республики помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление мини – музея позволило дать представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д., песнями и танцами. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д.) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных особенностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Достигнутые результаты:
• рост познавательной активности детей повысился на 14 %;
• дети получили необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения;
• приобрели чувства сопереживания и милосердия;
• проявляют интерес, внимание и заботу к ближним и оказывают помощь окружающим;
• создание у родителей мотивации к сохранению семейных традиций и зарождение новых;
• повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания;
• активное участие в мероприятиях ДОУ.
Предложения по возможному использованию проекта.
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, станице; испытывать гордость и уважение за свою Родину, русскую культуру, язык, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Методическая литература:
1. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
3. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
4. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
5. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…».