Елена Владимировна Колган
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «Узнай и назови икону»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад №12 с. Татарино»
Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы дошкольного возраста
«Узнай и назови икону»
Колган Е. В.
Цели:
• учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
• воспитывать трепетное и благоговейное отношение к образам.
Задачи:
• знакомить детей с православной традицией отношения к иконам и почитания их;
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы „Узнай и назови икону“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• расширять представление детей об иконе;
• способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести;
• работать над умением – проявлять заботливое отношение к ближнему;
• развивать связную речь, пополнять лексический православный словарь новыми понятиями;
• развивать внимание, мышление, память;
• развивать навыки свободного общения детей друг с другом.
Используемое оборудование: репродукции икон,
известных детям. ( На них - образы святых: Серафима Саровского, Питирима Тамбовского, Николая Угодника, Матроны Московской, Ксении Петербуржской, Марфы Тамбовской, Георгия Победоносца, Сергея Радонежского, Казанской Божией Матери, Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, Спасителя, Благословения детей, Пресвятой Богородицы, Пантелеймона Исцелителя, церковная свеча.
Дети становятся полукругом.
Воспитатель :
- Ребята, давайте подарим друг другу улыбки. И от наших улыбок стало тепло и светло, словно лучик солнца спустился к нам с небес.
(Дети присаживаются на стульчики).
Ребята, мы с вами были в Храме и видели, как горят свечи. Мы знаем, что свечи зажигают перед иконой. А вы знаете, кого изображают на иконах?
(Звучат ответы детей : изображения Иисуса Христа, Божией матери, святых Угодников Божьих).
- Хочу вам напомнить, что Иконою или Образом называется изображение Иисуса, Божией Матери, Ангелов или святых угодников. Но икона – это не сам Бог или Ангелы, – это их изображение. Поэтому не иконе мы молимся, а Богу, Богородице или Святым.
А у вас есть дома иконы? Какие?
(Звучат ответы детей).
- Пройдите, пожалуйста, к столу и посмотрите, что сегодня мы для вас приготовили.
(Дети проходят к столу, где лежат репродукции икон).
- Посмотрите, пожалуйста, у нас на столе лежат репродукции икон. Вы знаете, кто здесь изображён? Что вы можете о них рассказать?
(Каждый ребёнок берёт в руки репродукцию одной иконы, угадывает, Другие дети по рассказу выступающего ребёнка и репродукции иконы угадывают её название).
Воспитатель может сопровождать высказывания каждого ребёнка следующими стихами).
-Например: О какой иконе идет речь?
1. Одна из самых чтимых икон в России. На ней изображён лик Божией Матери, немного наклонённой к левому плечу над головой младенца Спасителя. Правой рукой Спасителя благословляет.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
(Образ Казанской Божией Матери)
2. Он посвятил свою жизнь страждущим больным, убогим и нищим. Безвозмездно лечил всех, обращавшихся к нему, исцеляя их именем Иисуса Христа. К нему и по сей день обращаются с молитвами при разных болезнях.
(Пантелеймон Целитель)
3. Это наиболее почитаемый святой Православной церкви. Чаще всего изображают этого святого в воинском снаряжении верхом на белом коне с копьем, убивающим дракона.
Назовите имя этого святого? (Георгий Победоносец)
4. Иду с иконкой из храма,
Сюжет её очень прост:
Три девочки, с ними мама –
Четверо в полный рост.
Когда-то девочки встали
Перед царём-палачом.
И за Христа их пытали,
А после казнили мечом….
(Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья)
5. Батюшка Серафим, помолись о грешных!
Да пошлет Господь нам всем чистоты сердечной.
Батюшка Серафим, помолись о здравии!
Помоги нам жить в любви, всем помоги жить праведно.
(Серафим Саровский)
Воспитатель :
- Молодцы!
Мне сегодня очень понравилась игра с вами. Вы были очень внимательны.
Подведение итогов.
- Ребята, посмотрите, свеча не погасла. А это значит, наша игра получилась теплой и оставила яркий след в наших сердцах. Спасибо вам большое.
Методические рекомендации:
1. Предлагаемый вариант игры рассчитан на 5 – 7 участников.
2. Игру лучше начинать под руководством взрослого ведущего.
3. В период знакомства с репродукциями икон полезно обсудить с детьми название каждого святого образа.
4. Очень важно проводить игру на положительном эмоциональном фоне, создавая ее участникам ситуацию успеха.
5. Игру можно использовать как дидактическое пособие на занятиях в детском саду и в начальной школе.
Список литературы:
1. Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. С. Ю. Афанасьева, Калининград, «Золотое сечение», 2001г.
2. Егорушка. Русские дети сегодня и встарь. (детский православный календарь на 2016 год, Санкт- Петербург, 2015 г.
3. Глаголева О., Щеголева Е. Православие. Полная энциклопедия, Москва, Эксмо, 2011.
4. Федотов Т. П. Преподобный Сергий Радонежский/Святые древней Руси.
5. Старостина И. А. Детям о вере: сб. /сост.