Людмила Черяпкина
Конспект занятия по ДОП с использованием блоков Дьенеша в старшей группе «Путешествие на швейную фабрику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие мыслительных умений детей.
Образовательные задачи:
- упражнять в умении разбивать множество по двум совместимым свойствам или несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или»;
- упражнять в умении прослеживать движение двух «цветовых сигналов» (вертикального и горизонтального) одновременно; устанавливать место пересечения одновременных «сигналов».
Развивающие задачи:
- развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;
Публикация «Конспект занятия по ДОП с использованием блоков Дьенеша в старшей группе „Путешествие на швейную фабрику“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации, обозначать основания классификации с помощью карточек-символов свойств;
- развивать логическое мышление, умение кодировать и декадировать информацию о свойствах предметов;
- развивать умение обозначать словом (словами) одно свойство предмета через отрицание других свойств (или другого свойства).
Воспитательные задачи:
- воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;
- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.
Предварительная работа:
- дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек, дидактическая игра «Портной».
Оборудование: блоки Дьенеша, кукла Наташа, таблица «Инструкция», таблица «Коробка», два обруча красного и синего цвета, карточки-символы свойств платья (цвет и длина рукава, карточки-символы свойств и карточки-символы отрицания свойств (по четырем признакам, коробка для игры «Угадай-ка», конверты 2 шт., карточки-инструкции 6 шт., картинки: карточки с изображением моделей платьев разных по цвету, количеству пуговиц, длине рукава (длинные и короткие) 15 шт. (9 шт. для задания №2, 6 шт. для задания №3); пуговицы для задания №2 (цвет пуговиц как в таблице «Инструкция», форма круглая) по 6 шт. каждого цвета, пуговицы для задания №4 (все пуговицы отличаются друг от друга формой, цветом и размером); надпись «Швейная фабрика»; домики (швейные цеха) – 3 шт.
Продолжительность: 25 минут.
Ход ДОП.
Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости должен прийти…
(раздается стук в дверь, воспитатель показывает куклу Наташу, платье на кукле порвано, рукав и пуговицы оторваны)
Воспитатель. Ребята, это кукла Наташа, но что с ней случилось, почему такое рваное платье?
(воспитатель слушает, что на ухо «говорит» кукла).
Воспитатель. Вот в чем дело. Ребята, Наташу пригласили в гости ее куклы-подружки, но вчера она играла с ребятами во дворе и порвала свое платье, теперь она не знает, что делать, в чем Наташа пойдет к подружкам? Ребята, а как вы думаете, как можно помочь Наташе?
(Ответ детей, если дети не скажут про швейную фабрику, то нужно воспитателю предложить этот вариант)
Воспитатель. Хорошо, а на чем мы можем поехать?
(предположения детей)
Воспитатель. Отлично, молодцы, предлагаю отправиться на машине.
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
Приехали дети. Машина, стой!
Би-би-би! Би-би-би!
(Н. Найденова)
(дети выполняют действия за воспитателем)
Основная часть.
Воспитатель. Вот мы и приехали.
(на доске надпись «Швейная фабрика», дети садятся за столы)
Ребята, на Швейной фабрике три цеха: в первом шьется одежда и пришиваются пуговицы, во втором цехе исправляют брак – перешивают неправильно пришитые пуговицы, в третьем раскладывают пуговицы по коробкам. Предлагаю пойти в первый цех. Согласны?
(ответы детей)
Воспитатель. [/i] Итак, заходим в первый цех.
(на магнитную доску перед детьми прикрепляется домик №1, на домике картинка иголка с ниткой).
Воспитатель. Ребята в первом цехе работают три бригады. Сегодня первая и вторая бригада должны сшить новые модели платьев. Вот эскизы (показать карточки с вариантами платьев). Первая бригада должна сшить все модели желтого цвета, а вторая бригада – все модели с длинным рукавом. Но бригадиры никак не могут понять, какие платья по цвету и с какой длиной рукава нужно сшить. Поможем бригадирам решить эту задачу?
(Дети соглашаются)
Воспитатель. Хорошо, итак, рассмотрите карточки, чем отличаются платья друг от друга?
(Ответы детей: цветом, количеством пуговиц, длиной рукава, размером)
Воспитатель. Молодцы, ребята, очень внимательно рассмотрели картинки с платьями. Эту задачу нам помогут решить два обруча: синий и красный.
(на столе, рядом с доской положить два пересекающихся обруча)
Воспитатель. Картинки с моделями платьев, которые должна сшить первая бригада, мы положим в синий обруч, а картинки с моделями платьев, которые должна сшить вторая бригада – в красный обруч.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. Хорошо, ребята, какие платья вы положили внутрь синего круга, но вне красного (платья желтого цвета с коротким рукавом, а какие платья вы положили внутрь красного обруча, но вне синего (все платья с длинным рукавом). Хорошо, а теперь подумайте, какие платья мы положим на пересечение обручей?
(Предположение детей, если дети затрудняются, то обратить внимание, какие платья сшили бригады, и подвести к выводу, что на пересечении обручей мы положим желтые платья с длинным рукавом).
Воспитатель. Молодцы, давайте положим эскизы платьев первой бригады в конверт №1, а второй бригады – в конверт №2.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. Ребята, а в какой конверт мы положим эскизы желтых платьев с длинным рукавом?
(Дети предлагают свой вариант)
Воспитатель. Ребята, а мы идем в третью бригаду, напомните, что она делает?
(Ответ детей: пришивает пуговицы)
Воспитатель. [/b]Да, правильно. И третьей бригаде нужна наша помощь. Нам нужно пришить пуговицы, согласно инструкции.
(Перед детьми таблица с 6-ю платьями, цвет пуговиц определяется по цветовым меткам по вертикали и горизонтали, дети выполняют задание)
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь я предлагаю немного отдохнуть, а затем отправиться во второй цех.
Физминутка
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
Воспитатель. Очень хорошо, а теперь отправляемся во второй цех.
(На магнитную доску вывешивается домик №2, на домике карточка-символы свойств)
Работа с блоками.
Воспитатель. Ребята, вот мы во втором цехе. Напомните, пожалуйста, чем занимаются во втором цехе?
(Ответы детей: исправляют брак - перешивают неправильно пришитые пуговицы)
Воспитатель. Да, правильно. Вот и сегодня им нужно исправить брак, согласно инструкциям. Вы согласны им помочь?
(Дети соглашаются и выполняют задание: по карточкам-инструкциям выбирают блок, который удовлетворяет заданному правилу, и меняют один блок на другой)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и нам пора отправляться в третий цех.
(На магнитную доску прикрепляется домик №3 с наклейкой «Пуговица»)
Воспитатель. Ребята, сегодня на фабрику привезли много новых пуговиц. Нам нужно разложить пуговицы, согласно инструкции.
(Вывешивается таблица «Коробка» с инструкцией)
(дети выполняют задание)
Воспитатель. Молодцы, мы сегодня отлично поработали и я предлагаю вам отдохнуть. Поиграем в игру «Угадай-ка». У меня есть коробка, я в нее спрячу пуговицу, а вы по схеме угадаете, какая пуговица спрятана в коробке. Чтобы интереснее была игра, мы будем играть с карточками перечеркнутых символов. Согласны?
(Утвердительные ответы детей. Проводится игра)
Воспитатель. Молодцы, ребята, мы хорошо поиграли. Но что-то еще есть в коробке. Да это же новое платье для нашей куклы Наташи. Она уже, наверное, скучает без нас. Нам уже пора возвращаться в детский сад. Скажем работникам швейной фабрики…До свидания! И «Спасибо» за новое платье. А мы садимся в машину.
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
Приехали дети. Машина, стой!
Би-би-би! Би-би-би!
Заключительная часть.
Воспитатель. Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, где мы были. Какое из заданий вам показалось самым интересным, а какое задание – самым трудным?
(Подводится итог занятия).
Рефлексия.
Переодеваем куклу в новое платье и устраиваем «чаепитие» с ее подружками.
Литература.
1. Захарова И. И. Играем с логическим блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет / И. И. Захарова. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020. – 272 с.
2. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : «Издательство «Детство-Пресс», 2002. – 32 с.
Интернет-источники
https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-na-temu-profesi.html