юлия абрамова
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»
Программное содержание: продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора. Задачи: Обучающая: упражнять в рисовании городецких цветов – купавки, ромашки, розана, бутона, соблюдая последовательность этапов изображения; в нанесении оживки с помощью кончика кисточки, закрепить навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета. Развивающая: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме; развивать речь детей, расширять словарный запас; развивать творческие способности. Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Темочки:
- Городецкая роспись, узоры
- Городецкая роспись. Конспекты
- Городецкая роспись. Рисование
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Рисование
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Материал: картинки с изображением городецкой росписи, образцы узоров, таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; деревянные кухонные доски, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки, стаканы с водой.
Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.
Ход занятия. (Организационный момент.) Воспитатель: Дети, у нас сегодня в гостях воспитатели нашего детского сада. Давайте их поприветствуем.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в одно прекрасное место, где вокруг все яркое, красивое, разноцветное. Для начала, я хотела бы вам загадать загадку. Отгадайте, куда мы отправимся:
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
В листьях зелёных
Привезли ларец
из города… (Городец).
Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славится по всей России Своей росписью, творец!
Воспитатель: Вы правы, мы отправляемся в гости к городецким мастерам. «На берегу Волги есть древний русский городок Городец. В этом городе жили люди, которые начали делать посуду из дерева. Раньше у людей не было такой, как сейчас, посуды. Они вырезали её из дерева. Вырезали чашки, ложки, миски, разделочные доски, блюдца, хлебницы, шкатулки. Эти изделия были нужными, но получались не очень красивыми. Поэтому люди стали расписывать эти изделия различными узорами. Сейчас я вам покажу несколько образцов таких деревянных изделий. Дети, обратите внимание какие красивые расписные предметы: разделочные доски, конь – качалка, шкатулка. Все эти предметы расписаны городецкой росписью.
Ох, Россия, ты Россия Славы не убавилось, Городцом ты, Городцом На весь мир прославилась.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)
Воспитатель: Обратите свое внимание на то, как по – разному, можно расположить цветочные гирлянды. Гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре гирлянды располагается большой цветок – розан, справа и слева от розана рисуются цветы среднего размера – ромашки, купавки.
А теперь, посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? Дети: Конь, птица, петух. Воспитатель: Да, дети. В городецкой росписи существует три вида мотивов, композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей - застолье, чаепитие, гулянья, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д. Воспитатель: Какие цвета используются в росписи? Дети: В росписи используются розовый, красный, голубой, синий, зелёный, белый и чёрный цвета. Воспитатель: Как могут располагаться узоры? Дети: Узоры можно расположить по центру, по бокам, сверху и снизу, загнутой линией. Воспитатель: А какие изделия вам понравились? Почему? Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что скоро мы будем отмечать праздник 8 марта- международный женский день. В этот день мы поздравляем наших мам и дарим им подарки. И сегодня, я, предлагаю вам превратиться в настоящих городецких мастеров и приготовить маме подарок - расписать разделочные доски городецким узором. Согласны ли вы сделать приятный подарок маме? (ответы детей) Воспитатель: Прежде чем приступим к росписи досок, я предлагаю вам посмотреть, как располагаются элементы росписи на доске. На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). У этих гирлянд в центре расположен большой цветок-купавка, а с разных сторон от купавки рисуются цветы среднего размера - ромашки, бутоны. На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. Внизу находится большой цветок-купавка, вверх рисуются цветы среднего размера- бутоны. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, бутоны. Вы можете выбрать любой один из этих росписей для своих дощечек.
Воспитатель: Но сначала давайте отдохнем и расскажем всем, какие узоры мы можем нарисовать.
Физминутка.
Мы пойдем по лугам
С яркими цветами.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки.) Сказочные те цветы Нарисуем сами.
(Руки вверху, наклоны вправо-влево.) Здесь ромашки и бутоны
Словно капельки росы, (Указательными пальцами обеих рук в воздухе изображают капельки.) Расцветают здесь розаны
Удивительной красы
(Круговые движения руками перед собой)
Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит!
(Руки в замок, перед собой, прямой галоп.)
Птицы яркие летают
(Руки в стороны, бег врассыпную) И купавки расцветают. (Присесть, встать медленно, изображая руками распустившийся цветок.)
Воспитатель: А теперь, нам необходимо вспомнить все этапы рисования элементов росписи.
1. этап «Подмалевка» : круговыми движениями толстой кисти №4 наносим светлое цветовое пятно розового или голубого цвета.
2. этап «Теневка» : здесь используем более темные краски красных и синих оттенков. Обозначаем центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх, влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти №2и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией концом кисти.
Воспитатель: Теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры? Дети: оживки. Воспитатель: Правильно. 3. этап «Оживка» : Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции. Воспитатель: Ребята, какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? Дети: в белую краску добавить немного красной. Воспитатель: А как получить голубой цвет? Дети: в белую краску добавить немного синей. Воспитатель: С какого элемента вы начнете рисовать узор? Дети: С центрального цветка.
(Воспитатель показывает, как надо рисовать розан, купавку, бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. (Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). У бутона маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах).
Воспитатель: Дети, как вы будете рисовать оживки? Дети: кончиком кисти. Воспитатель: А дугу? Дети: Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти. Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? Дети: У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.
Воспитатель: Для того чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Наши красные цветочки
(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки.
(потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит,
(затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет.
(кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки
(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки,
(показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают.
Воспитатель: А теперь вы самостоятельно можете приступить к работе.
(Воспитатель убирает образцы. Самостоятельная работа детей. Звучит спокойная русская народная музыка. В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах, изображать листья, а потом уже рисовать «глазки и дужки». В конце занятия дети выставляют свои работы.)
Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это все для Городца
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
(Дети рассматривают и выбирают понравившиеся работы, мотивируя свой выбор).
Воспитатель: Скажите, дети, чем мы сегодня с вами занимались? О какой росписи мы сегодня говорили? Какие элементы городецкой росписи вы использовали в своих работах? Что удалось? Что трудно было сделать? Вам было интересно?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Сегодня вы попробовали себя в роли городецких мастеров. Вы расписывали доски по мотивам городецкой росписи. Вы молодцы! Очень хорошо потрудились. И у вас получились замечательные работы! Ваши мамы будут рады.