Баянова Юлия Владимировна
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись»
Цель: создание условий для ознакомления детей с городецкой росписью.
Задачи:
- Формировать умения рисовать элементы кистью с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи, самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске.
- Развивать интерес и любовь к народному искусству, эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Публикация «Конспект ООД по рисованию в старшей группе „Городецкая роспись“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.
Материал:
Для воспитателя – образец узора на разделочной доске; выставка – посуды из дерева и папье-маше, расписанная в стиле Городецкой росписи; иллюстрации и картины с работами городецких мастеров.
Для детей – шаблонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: красная, белая, зеленая; кисти №3 и №5, палитра.
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я была на кухне нашего садика и повара передали для вас письмо.
Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята, давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (Воспитатель достает заготовки из конверта). Какими же узорами можно их расписать? Как вы думаете, ребята? Вспомните, узорами какой народной росписи мы на прошлом занятии расписывали закладки? (Городецкой росписью)
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации городецких мастеров, посуду (разделочные доски) и ответить на вопросы:
- Какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы.
Воспитатель: Да, существует несколько видов композиций: цветочная роспись (букет или гирлянда) и цветочная роспись с включением мотивов конь и птица.
- Ребята, скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? На жёлтом фоне (цвет дерева) красный, синий, зелёный, оранжевый цвет краски, а также розовый, голубой цвет. Белый и черный цвет используется в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
- Ребята, а как располагаются элементы росписи на доске?
Ответы детей: На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом полукругом или по краю.
Воспитатель подводит итог: Верно, ребята. Розан в центре узора, бутоны либо “смотрят” вверх, либо в противоположные стороны. Один влево, другой вправо. Все цветы в своей основе имеют светлый круг (подмалёвок, по краю которого рисуются лепестки (тенёвка). Затем белым цветом расписываются мелкие детали (оживка): точки, окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.
Физкультминутка
Физкультминутка проводится под русскую народную музыку
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись, всем улыбнулись
И сели работать опять.
Воспитатель: Теперь, ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую.
Дети садятся за столы.
- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших столах? Какого цвета не хватает? (розового). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной
Экспериментирование. Дети смешивают краски на палитрах, чтобы получить розовый цвет.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (с центрального цветка – купавки) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу. Я расписала свою доску так: в центре композиции самый большой цветок – купавка, справа и слева от неё – розаны, а завершают рисунок два бутона. Оживляют узор листья разной величины. Украсила цветы и листья точками, скобками и штрихами белой краской тонкой кистью. Вы можете выбрать для изображения один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумать свой узор.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы воспитатель помогает детям, советует – пока высыхает краска на больших кругах купавки и розанов, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и скобочки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.
Два ребенка могут заранее выучить, а затем прочитать стихотворение:
1. Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Кто рисует Городец,
Ах, какой он молодец!
2. И листочки, и цветы –
Это всё для красоты.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Выставка детских работ.
Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.
Рефлексия
– Молодцы, ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны. Вам понравилось занятие? Какой росписью мы украсили разделочные доски?
Какие цвета использовали? Какие элементы добавили на цветы? В чём затруднялись во время самостоятельной работы?