Люция Филипова
Конспект занятия по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»
Образовательная область:
речевое развитие
Вид деятельности:
организованная образовательная деятельность
Возрастная группа :
Подготовительная
Цель:
продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
Образовательные задачи:
учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.
Публикация «Конспект занятия по чтению рассказа В, Бианки „Музыкант“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи:
развивать речь,
интерес к художественному слову,
творческое мышление,
интерес к изучению природы.
Воспитательная задача:
воспитывать любовь к животным,
бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
чтение рассказов В. Бианки,
беседы,
рассматривание иллюстраций,
показ слайдов.
Словарная работа:
медвежатник, завалинка, опушка.
Материал и оборудование:
мультимедийный проектор;
книги Виталия Бианки для выставки,
презентация.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель:
- Сегодня мы продолжаем знакомство с детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки.
По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие. Его творчество сложилось из многих произведений. Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В. Бианки?
Дети:
-Хитрый Лис и умная Уточка, «Приключение Муравьишки»
Воспитатель:
- Правильно, молодцы. Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?». Еще В. В. Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета».
- Сегодня мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
II. Основная часть
Воспитатель:
- Это произведение написал Виталий Валентинович Бианки. Называется оно «Музыкант»
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.
Медвежатник – охотник на медведей.
Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка – край леса.
Чтение произведения
«Музыкант» (рассказ)
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн.» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн.»
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн.» — да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ё лочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн.» — как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, — медведь опять за своё : оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн.»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
2. Беседа по – прочитанному:
Воспитатель:
- О ком я вас прочитала?
- Кто главные герои произведения?
- Сыграем в игру «Отгадай».
3. Игра «Отгадай»
1) Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
2) Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
3) Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
4) Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
5) Кого он увидел в лесу?
а) зайца;
б) лису;
в) медведя;
6) Как поступил старик?
4. Физкультминутка.
Воспитатель:
- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.
Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.
5. Беседа по – прочитанному.
Воспитатель:
- Какое произведение я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).
- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.
- Кого автор называет музыкантом?
- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.
- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?
- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.
- И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?
- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.
- Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.
- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.
- «Дзенн» - это звукоподражание.
- Предлагаю сейчас пересказать рассказ «Музыкант» по парам. Кто желает?
Дети пересказывают рассказ.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали сегодня своими ответами.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
III Заключительная часть
Воспитатель:
- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили сегодня?
- С каким его произведением познакомились?
- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас после сегодняшней деятельности. А вечером нарисуйте медведя, который играл на щепе.
(Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)