Елена Викторовна Погодина
Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога доо
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается ключевые принципы использования педагогом-психологом сказкотерапии с детьми дошкольного возраста, описан опыт применения сказкотерапии в решении задач развития детей, создания благоприятных условий адаптации и улучшению коммуникативных навыков.
Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольник, атмосфера, саморегуляция, педагог-психолог, взаимодействие.
THE USE OF FAIRY TALE THERAPY IN THE WORK OF A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST
Annotation. The article discusses the key principles of using fairy-tale therapy with preschool children, describes the experience in solving problems of children’s development, creating favorable conditions for adaptation and improving communication skills.
Keywords: fairy tale therapy, preschooler, atmosphere, self-regulation, teacher-psychologist, interaction.
В современном мире педагогам-психологам стало все сложнее обеспечивать полноценное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Наряду с академическими знаниями, профессионалам необходимо использовать инновационные методы работы, способствующие развитию детской личности. Одним из таких методов является сказкотерапия, эффективное и доступное средство воздействия на эмоциональную и психологическую сферу ребенка.
У многих родителей возникает вопрос, нужен ли психолог в детском саду, если это не врач, который может назначить лечение при обнаружении проблемы. Действительно, воспитатель-психолог – это в первую очередь педагог, и его задача состоит не в выявлении психических отклонений, а в работе с индивидуальными особенностями детей. Однако в случае обнаружения проблем, требующих медицинского вмешательства, специалист обязательно порекомендует обратиться к неврологу или психотерапевту.
Психолог в детском саду является прежде всего другом ребенка, который помогает ему познать себя и окружающий мир, почувствовать уверенность и раскрыть свои способности.
Представим опыт включения сказкотерапии в работу педагога-психолога в МБДОУ «Детский сад №105» г. Дзержинска Нижегородской области.
Сказкотерапия является педагогическим методом, основанным на использовании традиционных или авторских сказок для решения психологических проблем у детей. В работе дошкольного педагога-психолога данный подход помогает создавать благоприятную атмосферу для саморазвития детей, способствует формированию ценностных ориентаций и развитию социальной компетентности.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривала сказку в жизни ребенка в качестве отдельной опоры для развернутой деятельности: типизация героев, их некая предсказуемость и простота легко воспринимаются ребенком в процессе игры. Персонажи в народных сказках обычно характеризуются лишь несколькими качествами, что делает их понятными для ребенка [1].
Как указывают С. В. Макушкина и Л. С. Вакуленко в любом возрасте, слушая сказку, дети буквально «проживают» её, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети не просто слышат голос рассказчика, пред их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, они физически и эмоционально «проживают» сюжет сказки [2].
В МБДОУ «Детский сад №105» г. Дзержинска сказкотерапия активно внедряется в практику работы с детьми. Данная методика позволяет эффективно воздействовать на психическое состояние детей, создавая благоприятную атмосферу для развития и самовыражения. Целью применения сказкотерапии в рамках работы педагога-психолога в ДОО стало содействие психосоциальной адаптации детей, развитие их эмоциональной сферы, а также улучшение коммуникационных навыков.
Одним из ключевых принципов сказкотерапии является символическое значение сказочных персонажей и сюжетов. Педагог-психолог проецирует внутренние конфликты и эмоциональные состояния детей на сказочные образы, чтобы помочь им их осознать и преодолеть. Для реализации данного принципа используются игра В. В. В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов. Для каждого возраста можно выбрать различное пано и героев.
Основными методами сказкотерапии, используемыми в работе, являются исправленные сказки, сказочные рассказы, ролевые игры на основе сказочных сюжетов, создание сказочных рисунков. Важно, чтобы сказки выбирались с учётом возрастных особенностей детей и конкретных целей работы.
Одним из практических аспектов использования сказкотерапии является создание специальных тематических занятий, нацеленных на изучение и обсуждение различных сказок. На таких занятиях дети могут не только насладиться прочтением интересной и увлекательной сказки, но и активно участвовать в обсуждении ее сюжета, персонажей и моральных уроков.
Другим аспектом сказкотерапии является использование сказок как инструмента для работы с эмоциями и психологическими проблемами детей. Для решения данной задачи подбирались сказки, которые могут помочь детям осознать и выразить свои чувства, разрешить конфликты или преодолеть страхи. С помощью анализа сюжета сказки ребенок может увидеть аналогию с собственным опытом и найти способы решения своих проблем.
Важным аспектом сказкотерапии является возможность развития творческих способностей детей. В «Детском саду №105» проводились мастер-классы по созданию собственных сказок, что способствует развитию фантазии, логического мышления и умения выражать свои мысли через слово. Дети не только учились сочинять и рассказывать сказки, но и использовали их для самовыражения и общения с окружающими детьми, взрослыми.
Одним из наиболее интересных и успешных аспектов использования сказкотерапии является работа с кейсами, когда педагог-психолог использует сказки как терапевтический инструмент для развития и коррекции психологических состояний детей.
Примеры успешных кейсов применения сказкотерапии в дошкольном образовании подтверждают не только эффективность методики, но и ее важность для развития психологических аспектов у детей. В одном из случаев, ребенку с трудностями в общении была предложена сказкотерапевтическая сессия, в ходе которой использовали сказку о маленьком ежике, который нашел настоящего друга. Через образы и персонажи сказки, ребенок смог выразить свои эмоции и побороть страх перед общением. Постепенно, благодаря регулярным сеансам сказкотерапии, ребенок начал проявлять большую активность в общении с другими детьми и взрослыми.
Еще один пример успешного кейса включает работу с ребенком, испытывающим страх перед сном. Было предложено родителям использовать перед сном специальные успокаивающие сказки, которые были тщательно подобраны и адаптированы под психологические особенности ребенка. После недельного применения этой методики, ребенок перестал испытывать страх перед сном, его сон стал более спокойным и качественным.
Таким образом, примеры успешных кейсов использования сказкотерапии в дошкольном образовании в МБДОУ «Детский сад №105» г. Дзержинска подчеркивают значимость данной методики в работе педагога-психолога. Сказкотерапия способна помочь детям преодолеть свои внутренние проблемы, развить психологические навыки и достичь гармонии в своем психоэмоциональном состоянии.
Сказкотерапия позволяет детям проявить свои скрытые эмоции, обсудить переживания, раскрыть внутренние проблемы. Кроме того, сказки могут быть использованы как мощное средство для формирования ценностных установок и норм поведения у детей. Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей», как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных («Волк и семеро козлят», что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).
Для каждого возраста дошкольников использовалась своя группа сказок. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога ДОО способствует не только решению возникающих проблем у детей, но и развитию их творческого мышления, воображения и способности эмоциональному самовыражению. Сказки открывают перед детьми мир фантазии и возможностей для саморазвития, что значительно обогащает образовательный процесс. В своей работе с помощью сказок обучали дошкольников процессу саморегуляции чувств, развивали способность к сочувствию и толерантности.
Резюмируя вышесказанное констатируем, что сказкотерапия является крайне важным и перспективным методом работы педагога-психолога в образовательной среде. Ее использование позволяет эффективно влиять на психологическое состояние детей, способствует гармоничному развитию детей и созданию благоприятного психологического климата в учреждении. Внедрение этой методики в практику позволяет достичь позитивных результатов в работе с детьми и повысить их психологическую устойчивость и адаптивные способности.
Использование сказкотерапии помогает снять напряжение и усталость, а также способствует лучшему восприятию информации и взаимодействию между педагогом и ребенком. Ее применение способствует развитию детей, помогает им решать психологические проблемы и формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру. Благодаря сказкам дети могут осознать свои чувства, найти пути решения проблем и развить свою творческую личность. Сказки не только помогают детям развиваться и понимать себя лучше, но и способствуют формированию ценностей и социальных навыков. Ключевым фактором успеха является профессионализм и творческий подход специалистов, готовых открывать новые возможности для детей через магию сказки.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2020. – 240 с.
2. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / С. В. Макушкина, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотинова. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2017. - 223 с.