Нэлли Локтик
Конспект занятия «Петрушкины загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ПЕТРУШКИНЫ ЗАГАДКИ»
Задачи:
- Дать детям первые представления о жанровых особенностях – загадки;
- Формировать умения отличать загадки от других малых фольклорных форм;
- развивать умения осмысливать загадки и составлять простые загадки самостоятельно;
- Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас;
-Воспитывать интерес к загадкам.
Публикация «Конспект занятия „Петрушкины загадки“» размещена в разделах
Оборудование: игрушка Петрушка, воздушный шарик, Матрешка, Собака, Кошка картинка – велосипед, самовар, колобок, Айболит, индюк, поганки, доктора, елка, пила, белка, заяц, мяч.
Ход занятия:
В гости к детям приходит Петрушка.
-Здравствуйте. Ребята! У меня сегодня хорошее настроение, потому что я самый красивый, самый умный, самый веселый! Посмотрите, у меня самая красивая шапочка, а штанишки, штанишки еще красивее. Ни у кого таких нет штанишек, как у меня. А какой нос у меня? Правда красивый? А еще я умный. Я все на свете знаю. Спросите, меня о чем-нибудь – на все я дам ответ!
Воспитатель: Отгадай Петрушка наши загадки :
Он с бубенчиком в руке
В сине - красном колпаке
Он - веселая игрушка,
А зовут его. (Петрушка)
Петрушка смеется : Да это любой знает- лягушка! (ребята ему говорят, что он не отгадал загадку) Ну тогда-подушка! А вспомнил- кадушка! Что опять неправильно, самое вкусное –ватрушка! Я прошу у вас ребята помощи, подскажите мне.
Ответ детей: Это же про тебя загадка – Петрушка.
Воспитатель: Петрушка, не надо было хвалиться, что ты все знаешь. Это не красиво. Недаром в народе говорят: «Не хвали сам себя, пусть люди похвалят».
Петрушка : Не буду больше хвалиться, ребята, вы молодцы! Я знаю много загадок, вы ребята отгадайте:
Я за ниточку держу
Радужный фонарик
И боюсь, что улетит
Мой. (Воздушный шарик)
***
Руль, колёса и педали.
Транспорт для езды узнали?
Тормоз — есть, кабины — нет.
Мчит меня. (Велосипед)
***
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)
Петрушка : Ребята, а как вы так быстро умеете отгадывать загадки. Научите меня!
Воспитатель: Петрушка в каждой загадке есть ключевое слово, по характерным выражениям рассказывается о предмете. Послушай загадки, где легко отгадывается рифма.
Красные щечки.
Пестрые платочки.
Хлопают в ладошки
Веселые… (Матрешки)
На сметане мешан,
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился ….(Колобок)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….(Айболит)
Петрушка : Вот здорово, я отгадал загадки вместе с вами. Давайте поиграем в игралочку. Ребята, будьте внимательны! В игралочке есть загадки и небылицы.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте, кто?. (Индюк.)
Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался однако,
Он верблюд или. (собака.)
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает как. (кошка.)
Верно, верно! Угадали!
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут лисички, там опята,
Ну, а это на полянке
Ядовитые. (поганки.)
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами.
И сказали: «Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите, -
Обожаем поваров!
Но не любим. (докторов».)
То, что я сказал вам, - тайна,
Догадались вы случайно.
Это был большой секрет,
Но от вас секретов нет!
Воспитатель говорит, что загадки бывают разные. Бывают такие короткие, всего из одного предложения. Например: «Зимой и летом - одним цветом» (Елка).
- В любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было легко догадаться, в загадке или говорится, на что похож этот предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое. Например:
Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (пила)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
- Какими словами в загадке обозначен предмет, что мы сразу догадались, что это пила?
- Какими словами обозначили животное, что мы поняли, что это белка?
- Интересно загадки разгадывать, а еще интереснее их придумывать и загадывать. Давайте попробуем! А Петрушка будет отгадывать загадки.
(Воспитатель совместно с детьми составляет загадки о зайчике, мячике, которые построены на сравнении и отрицании.)
Какой? Что бывает такое же?
Он маленький, но не. гном
Он пушистый, но не. котенок
Он быстрый, но не. ветер
Он серенький, но не. волк
Кто это? (заяц)
Какой? Что бывает такое же?
Он летает, но не. птица
Он прыгает, но не. кузнечик
Он скачет, но не. лягушка
Он катится, но не. ежик
Что это? (мяч)
Воспитатель: Петрушка, тебе понравилось с ребятами играть в загадки?
Петрушка : Да! Вы такие ребята умные, мне пора возвращаться в сказку буду теперь много загадок придумывать. До свидания, ребята! (Петрушка уходит).
Воспитатель: Ребята, нарисуйте дома любую загадку и загадайте ее своим друзьям или родителям.