Татьяна Ягодина
Конспект занятия ООД «Транспорт» по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «В гости к бабе Яге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия ООД
Цели:
Коррекционно-образовательные: Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”, закрепление умения дифференцировать виды транспорта в зависимости от среды передвижения.)
Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного и творительного падежах). Автоматизация правильного произношения звуков (Л)
Публикация «Конспект занятия ООД „Транспорт“ по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности „В гости к бабе Яге“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие : Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления, тонкой моторики, координации речи с движением. ,совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память;
Коррекционно-воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, макет моря, макет аэродрома. ,; пано «Небо, земля, вода»; незаконченные изображения транспорта; простые карандаши; «билеты», музыкальное сопровождение, избушка бабы Яги. ,корзинка с гостинцами,руль, фуражка шофера. ,фотоаппарат, баба Яга.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа:
-Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним;
-Наблюдение за транспортом на прогулке;
- Игры на тему «Транспорт» : «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт», «Найди, что спрятано»).
Ход занятия:
І. Вводная часть
Организационный момент
Логопед: Ребята, к нам в сад пришло письмо от бабы Яги. Хотите послушать, что она написала?
«Дорогие ребята. я слышала, что вы хорошо занимаетесь и много чего знаете. Мне нужна ваша помощь…Я недавно услыхала разговор, там говорили про какие то приспособления для передвижения, которые могут летать. ездить и плавать…и называли все это каким-то странным словом….А я то думала,что летает только моя ступа, и это единственное приспособление для передвижения…. Помогите мне пожалуйста разобраться в этой путанице».
-Ой, ребята…а вы догадались, что это за приспособления такие для передвижения? Правильно- это разные виды транспорта. Ну что, я предлагаю отправиться сегодня в путешествие,по дороге мы с вами повторим все знания о транспорте и поможем разобраться в этом бабушке Яге. Согласны? Итак, отправляемся в путь.
Сейчас я загадаю вам загадку и вы узнаете, на каком транспорте мы отправимся в путь.
Дом по улице идет,
на работу всех везет.
Не на курьих ножках,
а в резиновых сапожках.
Что это?
Дети: — Автобус.
Логопед: — Правильно, ребята, это автобус! Предлагаю вам поскорее занять свои места в автобусе и отправиться в путь. Дети, а кто водит автобус?
Дети: — Водитель.
Логопед: Давайте выберем водителя считалкой. Кажется, мы с вами забыли кое-что сделать перед поездкой … мы забыли купить?
Дети: — Билеты!
Логопед: — Верно, проезд нужно оплачивать. Билеты можно купить в кассе или у водителя, как мы это сейчас и сделаем. Водитель, пожалуйста, раздайте билеты пассажирам (раздает с «водителем» билеты всем воспитанникам). А теперь – в путь!
ІІ. Основная часть.
Дети садятся парами в воображаемый автобус…звучит музыка и автобус отправляется.
Логопед : Наша жизнь немыслима без транспорта. Он бывает наземным, подземным, водным и воздушным.
По автодорогам мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. Люди ездят на машинах в гости или на работу, за покупками или отдыхать. По железной дороге движутся поезда пассажирские и грузовые. Они состоят из вагонов, следующих за локомотивом. Чтобы плавать по рекам и океанам, люди строят разные корабли и лодки. А в воздухе можно увидеть самолеты и вертолеты. В космос летают ракеты. Под землей есть целый город — метро. Очень удобно пассажирам ездить подземным транспортом. Вот как нам необходим транспорт.
Логопед: Ребята, давайте сделаем первую остановку. (дети встают со стульчиков и садятся на ковер. (на коврографе картинки с изображением водного транспорта)
Мы приехали в порт посмотрите и назовите, какой транспорт передвигается по воде? Все они относятся к какому виду транспорта?
Дети: Катер, лодка, корабль, яхта. К водному.
Логопед :Почему его называют водным. (Потому что передвигаются по воде.)
Упражнение «Пароходы». (Автоматизация правильного произношения звука [л]).
Какие разные по размеру пароходы плавают по морям и океанам, и звуки которые они издают тоже разные. Как вы, думаете как гудит большой пароход, маленький, средний. (Дети выполняют упражнение тихо. и громко)
Логопед :Ну пора двигаться дальше. Давайте сделаем фото для бабы Яги, пусть она посмотрит. (делают фото).Ну нам пора отправляться дальше.
(Садятся в автобус, звучит музыка. …
- Ребята, смотрите, куда мы подъехали. Мы приехали на аэродром. Назовите транспорт, который вы видите (на доске разложены картинки с воздушным транспортом.)
Дети: самолет, вертолет, аэроплан, воздушный шар.
Логопед : Почему он называется воздушным (Передвигается по воздуху)
Давайте и мы с вами побудем самолетами.
Физ. минутка «Самолеты» (речь с движением)
Самолёты загудели,
(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолёты полетели,
(Руки в стороны, поочередно наклоны в стороны.)
На поляну тихо сели,
(Присесть, руки к коленям.)
Да и снова полетели.
(Руки в стороны с наклонами в стороны.)
Логопед: Здорово! Молодцы. Пора отправляться дальше. Давайте сделаем фотографию и отправимся дальше.
А вы знаете, ребята, что на транспорте работают люди разных профессий.
Игра «Кто чем управляет?». (Пополнение словаря по теме.)
Водитель управляет (чем) —.
Машинист управляет (чем) —.
Летчик управляет (чем) —.
Мотоциклист управляет (чем) —.
Велосипедист управляет (чем) —.
Космонавт управляет (чем) —.
Капитан управляет (чем) —.
Логопед: Молодцы, ребята. и с этим заданием вы справились! А теперь давайте сделаем остановку. (Дети встают и подходят к столу) Посмотрите, здесь какие –то странные картинки. Мне кажется с ними что-то не то. ?
Упражнение «Чего не хватает?»(Употребление сущ. в род. падеже)
Самолет (без крыла….корабль (без мачты….машина (без колеса….вертолет (без лопастей….лодка (без весел) (дети дают полные ответы).
Логопед: А давайте дорисуем недостающие части и подарим картинки бабе Яге! Согласны (дети берут карандаши и дорисовывают недостающий элемент)Здорово получилось! Поехали дальше, нам осталось совсем чуть-чуть. (Садятся в автобус)
Логопед: Ребята, скажите, а какой транспорт называется наземным (который передвигается по земле).Правильно. Назовите мне,какой это транспорт (Автобус…автомобиль. велосипед. мотоцикл. трамвай.
троллейбус.).Молодцы, вы все правильно назвали.
.
Я знаю одну интересную игру и хочу с вами поиграть. Согласны?
Игра «Узнай по частям».(Пополнение словаря по теме.)
Логопед: Я буду называть разные части какого-то транспорта, а вы должны угадать, что это. Готовы? Кто угадает, получает от меня картинку с изображением этого транспорта.
-Колеса, багажник, фары, руль, кабина — легковая машина.
-Колеса, кузов, фары, руль, кабина — грузовая машина.
-Палуба, якорь, корма, нос, каюта — корабль.
-Крылья, кабина, хвост, мотор — самолет.
-Руль, сиденье, два колеса, педали, рама — велосипед.
-Кабина, хвост, лопасти, мотор — вертолет.
Молодцы! Вот мы и приехали в лес, где живет бабушка Яга. Берите картинки и выходите все сюда.
На поляне избушка бабы Яги.
Б. Я. : Здравствуйте, ребятки! Как я рада, что вы решили мне помочь.
Логопед:. Здравствуй бабушка. Ребята поздоровайтесь. Ребята, давайте расскажем Б. Я, какой есть транспорт.
Дети: Наземный- передвигается по земле…Водный- по воде …воздушный – по небу и подземный- под землей.
Логопед: А что бы тебе лучше запомнилось, предлагаю сыграть с нами в игру.
Б. Я: Ой как интересно, я с удовольствием.
Игра «Едет. плавает. летает».(закрепление умения дифференцировать виды транспорта.)
В разных местах картинки с изображением неба, моря и дороги.
Логопед: Нужно распределить картинки по видам транспорта. А ты баба Яга помогай.
(звучит музыка и дети вместе с бабой Ягой распределяют картинки…баба Яга делает не правильно. дети исправляют. Затем закрепляют виды транспорта.)
Логопед: Молодцы, ребята. Ну что, ты поняла баба Яга, что не только твоя ступа есть для передвижения?.Кстати какой это вид транспорта (Воздушный). Правильно. А чтобы ты лучше разобралась в этом, мы подарим тебе картинки с изображением транспорта.
Б. Я: Спасибо, дорогие мои! А за то, что помогли, не откажитесь от моего угощения. (Даёт корзинку с угощением)
Логопед: Ну все, пора нам возвращаться в д/с. До свидания.
(садятся в автобус)
ІІІ. Рефлексия:
Логопед: А вам, ребята, понравилось наше путешествие? О чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт? Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?— Молодцы! Вы сегодня были дружными и отлично справились со всеми заданиями.