елена кравченко
Конспект занятия «Образование числа 8»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – дефектолог:
Кравченко Е. Е.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Солнышко» Муниципального образования Староминский район Краснодарского края станица Староминская
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений
для детей с ЗПР старшей группы.
Тема: «Образование числа 8».
Цель: познакомить с образованием числа 8.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Образование числа 8“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 8. Состав числа восемь, счёт до восьми
- Темочки
1. Показать способ образования числа 8 на основе сравнения двух совокупностей;
2. Учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 8 с количеством и цифрой, знать место числа в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.
3. Учить в согласовании числительного «восемь» с существительными в роде и падеже.
4. Закреплять умение составлять множество, равное данному; сравнивать смежные числа. Закреплять знание геометрических фигур, формировать зрительно – мысленный анализ их расположения.
Развивающие:
1. Развивать зрительное и слуховое внимание, мыслительные операции, мелкую моторику, умение действовать в соответствии с инструкцией, связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, уважительное отношение к товарищам.
Ход деятельности:
1. На доске выставлен числовой ряд от 0 до7.
Дефектолог. – Ребята, наш зайчонок пришел сегодня к нам в гости и хочет с нами поиграть. А вы хотите с ним играть? (дети – да).
- И для начала, он приготовил для нас хитрые вопросы. Мы ответим на них? (дети – да).
- Ваня, посчитай от 3 до 6. (ребенок – три, четыре, пять, шесть).
Дефектолог. – А кто думает по-другому? (дети – соглашаются с ребенком).
-Значит Ваня прав? (дети – да). Молодчина Ваня.
- Илюша, посчитай от 4 до 7.
- Ева, посчитай от 2 до 7.
(С детьми проводится такая же операция на признание ими правильности ответа).
Персонаж считает от 0 до 7 и пропускает цифру пять.
- Женя, помоги зайчонку, какую ошибку допустил он? (ребенок - число «пять» пропустил).
- А вы как ребята думаете? (дети соглашаются с Женей).
-Женя, ты настоящий друг: всегда придешь на помощь. Дети, вы молодцы).
- Ангелина, назови цифру, если она в числовом ряду находится после цифры 6. (ребенок – «семь»).
-А как думает Саша, Вова? (дети – «семь»).
-Умница Ангелина.
-А сейчас вопрос всем.
- На какой руке больше пальцев? (дети обсуждают вопрос и приходят к единому мнению : «по пять, поровну, столько, сколько»).
Персонаж благодарит ребят и просит помочь узнать, какая цифра идет после цифры семь.
Дефектолог: - А вы хотите узнать? (дети – да).
2. Основная часть. Работа с демонстрационным материалом.
На доску выставляются в ряд 7 картинок с изображением птиц.
Дефектолог. – Кто изображён на картинках? (дети - птицы).
- Правильно. Их много, поэтому - птицы.
- Сколько их? (дети считают, согласовывая числительное с существительным: одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц, шесть птиц, семь птиц).
- Каждая птица свила себе гнездо. (выставляются гнёзда под каждой птицей).
- Их нужно считать? (дети - нет).
- Почему? (дети – под каждой птицей расположено гнездо, поэтому мы знаем сколько птиц). Дети пользуются зрительно способом сравнивания – «приложение».
- Как называется этот путь сравнивания? (дети – «приложение»).
_ Что можно сказать о птицах и о гнёздах? (дети - их поровну, по 7, сколько птиц - столько и гнезд).
- К нашим птицам прилетела ещё одна птица. (выставляется ещё одна птица).
- Сколько стало птиц? Поможете нам с зайчонком их сосчитаем. (дети соглашаются, считают, дефектолог произносит число восемь,интонационно выделяя его).
- Кого теперь больше? (дети – птиц). Почему? (дети – одна птица еще прилетела).
- Чего меньше? (дети – гнезд). Объясните почему? (дети – нет гнезда для восьмой птицы).
Вывод: Значит? (дети - 8 больше 7, 7 меньше8).
- Как сделать так, чтобы у последней птицы тоже была возможность вывести птенцов? (дети – ей нужно свить одно гнездо).
- Сколько было гнёзд? (дети - 7 гнёзд).
- Сколько стало? (дети - 8 гнёзд).
- Чтобы получилось восемь гнезд, мы добавили к семи гнездам, или убавили гнезда? (дети – добавили).
- Сколько мы добавили к семи гнездам - гнезд? (дети – одно гнездо).
- Значит семь да один, сколько будет? (дети – восемь).
- Даша, мы правильно посчитали? Как ты думаешь? (ребенок – правильно).
- По сколько же птиц и гнёзд теперь? (дети - по 8, поровну, одинаково, столько же).
- Этих птиц называют жаворонками. (выясняем, что цифра восемь стоит после семи в числовом ряду и даем право поставить ее в числовой ряд зайчонку – своему другу).
3. Офтальмологическая гимнастика
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза).
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с
закрытыми глазами).
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза,
взглядом рисуют мост).
Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву
о).
Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх,
опускают вниз).
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-
влево).
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх,
вниз).
4. Игра: «Посчитаем».
Вместе с детьми считаем жаворонков, согласовывая числительное с существительным. (один жаворонок, два жаворонка, три жаворонка, четыре жаворонка, пять жаворонков, шесть жаворонков, семь жаворонков, восемь жаворонков).
5. Работа по стихотворению.
Два друга, два круга
Стоят друг на друге
Всех ребят запомнить просим
Получилась цифра 8! (И. Блюмкин).
Повторное построчное чтение и анализ стихотворения.
- Нарисуйте в воздухе снеговика, похожего на цифру восемь.
- Найдите в своих наборах эту цифру, рассмотрите ее.
- На какие предметы похожа цифра восемь (дети – на очки, на снеговика).
- Молодцы ребята.
6. Пальчиковая гимнастика: «Дрозд – дроздок».
Дружок ты мой, дроздок, (дети машут сложенными ладонями, как
крыльями).
В крапинку хвост, (загибают по одному пальчику на обеих
руках, начиная с большого).
Носик – остренький,
Бочок пёстренький,
Перья – тонкие,
Песни – звонкие.
Весной распеваются, (снова машут сложенными накрест
Зимой забываются. руками).
Работа с раздаточным материалом.
7. Задание: «Вставь нужные числа в окошечки».
Детям раздаются листы с изображение многоэтажного дома, в окошках которого, нужно расставить числа по порядку в пределах 8. Дети пользуются своими цифровыми наборами.
8. Задание: «Накормим птиц зернышками».
Детям раздаются листы к заданию, на котором изображены : числовой ряд от 1 до8, лужайка с 8 птицами, круг и цветные карандаши.
Нужно сосчитать птиц на лужайке, обвести соответствующую цифру и
накормить каждую птицу одним зернышком.
Дефектолог предлагает детям и с этим заданием помочь зайчонку.
Персонаж благодарит каждого ребенка за помощь, умения, старания. Предлагает всем превратиться в птиц.
9. Физкульт минутка: «Птички».
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (дети садятся в глубокий присест и сидят
несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (дети встают и машут «крыльями».)
Вот и дом. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
10. Задание: «Составь птицу».
В подарок детям персонаж предлагает геометрические фигуры и спрашивает : «Можно ли из геометрических фигур составить птицу?»
Дети отвечают положительно.
Дефектолог: «А попробуем?»
Дети отвечают: «Да».
Из набора геометрических фигур дети собирают птицу по представлению.
Отвечают на вопросы:
- Кого ты собрал?
- Какие фигуры использовал для данной части тела?
- Сколько фигур понадобилось?
Персонаж благодарит детей и объясняет, что у них в лесной школе он покажет зверятам все то, чему ребята его научили. Прощается и уходит. Дети приглашают своего друга еще в гости.
11. работа в тетради.
В рабочей тетради к книге И. М. Морозовой и М. А. Пушкаревой «Развитие элементарных математических представлений» дети простым карандашом пишут цифру «восемь» по образцу.
12. Итог. Дети и педагог берутся за руки, образуя круг.
Дефектолог. – Что нового узнали, играя с зайчиком? Какие новые слова вы запомнили? Какое задание оказалось для тебя самым интересным? Что хотелось бы повторить? Где возникло затруднение? Оцени свою работу.
Ответы детей.
При оценке своей работы дети используют смайлики с изображениями : яркого, улыбающегося солнышка – все получилось; зайчонка – поторопился и допустил ошибку; черепахи – очень медленно работал.
Дефектолог положительно оценивает работу детей, отмечает, что в следующий раз у всех детей все получится, так как все в наших руках, а так же их желание всегда приходить на помощь друзьям.