Наталья Богачкова
Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ художественного произведения К. Д. Ушинского «Лекарство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия (НОД) по речевому развитию. Тема: Пересказ по художественному произведению К. Д. Ушинского «Лекарство».
Цель: Закреплять умения последовательности в пересказе.
Образовательная область: Речевое развитие.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию, Пересказ художественного произведения К, Д, Ушинского „Лекарство“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма занятия: речевое развитие.
Форма организации: подгрупповая.
Задачи:
Образовательные:
• учить анализировать текст помощью вопросов и ответов;
• развивать диалогическую и повествовательную речь;
• обогащать и активизировать словарь по теме «Лекарства»;
• учить использовать в речи описательные прилагательные;
• развивать умение грамотно делать выводы.
Развивающие :
• развивать речь в координации с движением, сообразительность;
• развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
• стимулировать развитие зрительного восприятия, логического мышления, памяти;
• развивать произвольное поведение, развивать самостоятельность при выборе ответа.
Воспитательные:
• воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме;
• развивать желание заботиться о своих самых близких людях;
• воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
• развивать коммуникативные навыки;
• формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
• способствовать сплочению детского коллектива.
Коррекционные:
• упражнять в самостоятельном устном проговаривании слов и фраз;
• развивать слуховое восприятие, устную речь, речевое дыхание.
Словарь новых слов:
Планируемый результат: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения, отвечают на вопросы педагога, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, уметь самостоятельно делать вывод.
Методические приё мы: художественное слово, беседа, рассматривание картинок (стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола, мытьё полов, глажка белья, разбросанные игрушки одежда, грязные вещи, ссора, капризы); вопросы – ответы; словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»; физкультурная минутка; чтение рассказа; анализ текста; повторное чтение; пересказ рассказа 2-3 воспитанниками; подведение итогов; анализ непосредственно образовательной деятельности.
Предварительная работа: Беседа о празднике «8 Марта», чтение стихотворений, пословиц, поговорок о матери, рассматривание иллюстраций, слушание мелодии на стихи И. Косякова «Всё она».
Оборудование и материалы: проектор, портрет К. Д. Ушинского, аптечка с муляжами лекарств, шкатулка для словесной игры, набор картинок с различными ситуациями (стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола, мытьё полов, глажка белья, разбросанные игрушки одежда, грязные вещи, ссора, капризы, белый халат, шарф, бант.
Ход занятия:
Вводная часть:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я сегодня на занятие принесла вам необычный сундучок. Как вы думаете для чего он?
Дети: Аптечка, для хранения лекарств.
Воспитатель: Верно, а хотите посмотреть? Что же в нем?
(Открываем и рассматриваем, коробочки, баночки пустые в которых раньше были лекарства).
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете для чего нам нужны, лекарства?
Дети: Чтобы выздороветь, не болеть.
Воспитатель: Ребята, а можно детям самим принимать лекарства?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Можно отравиться.
Воспитатель: Верно дети, нельзя без назначения врача и только под присмотром взрослых, лучше конечно только с мамой употреблять лекарства.
Основная часть:
Воспитатель: Предлагаю ребята послушать стихотворение И. Косякова «Всё она».
Кто вас, дети больше любит?
Кто вас нежно так голубит.
И заботиться о вас,
Не смыкая ночью глаз?
Мама дорогая!
Если дети вы ленивы,
Что бывает иногда,
Кто же слезы льет тогда?
Все она родная!
Мама - самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становиться светло, радостно, спокойно на душе.
Ребята, а вы всегда бываете добрыми ласковыми, послушными детьми?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы помогаете своим мамам?
(Предлагаю детям картинки для рассматривания).
Ребята посмотрите внимательно на картинки подумайте и выберите то, чем можно порадовать маму.
(Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают, чем бы они хотели обрадовать свою маму: стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола, мытьё полов, глажка).
Воспитатель: Ребята, а почему некоторые картинки остались, и никто из вас не выбрал их? Давайте их рассмотрим. ( Картинки выставляю на доске: разбросанные игрушки одежда, грязные вещи, ссора, капризы).
Дети: Эти картинки могут огорчить маму.
Воспитатель: А что может случится, с мамой, если мы её будем огорчать?
Дети: У мамы может заболеть голова.
Воспитатель: А если вдруг мама заболеет, что мы будем делать?
Дети: Лечить.
Воспитатель: Хотите, я расскажу вам один секрет?
Чтобы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.
(Достаю шкатулочку)
Словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»
Воспитатель: Мы будем с вами открывать шкатулочку говорить ласковое слово для мамочки и передавать друг другу.
Мама, какая?
Дети: Родная, дорогая, любимая, добрая, ласковая, нежная, милая, умная, заботливая, красивая, хорошая, трудолюбивая, веселая, рукодельная.
Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте с вами немного отдохнем.
Физминутка «Айболит».
Мы весёлые ребятки, ---Шагают на месте
Дружно делаем зарядку.
Вправо раз, влево раз, ---Руки на пояс, поворот в стороны.
Улыбнёмся всем сейчас.
На носочки дружно встанем- ---На носочках потянуться вверх.
Руки к солнышку потянем.
Загляни к нам солнышко
И погрей нам горлышко---Прыжки с хлопками.
Ну а если заболеем -
Нам поможет Айболит--- ---Ладони к щекам, наклоны головы.
Витаминки нам пропишет ---Колечки каждым пальцем.
И микстурой угостит---Ладошки мисочкой.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, который называется «Лекарство», а написал его Константин Дмитриевич Ушинский, это детский писатель и педагог. Слайд 1
Однажды, ребята у девочки Тани заболела мама. А вы хотите узнать, что сделала Таня, чтобы помочь своей маме? Послушайте рассказ «Лекарство» Слайд 2.
Лекарство.
Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьёт лекарство с трудом и говорит;
- Милая мама! Давай, я выпью лекарство за тебя.
Воспитатель: Как звали девочку?
Дети: Таня.
Воспитатель: Что случилось с мамой девочки?
Дети: Она заболела.
Воспитатель: Что сделал доктор?
Дети: Дал лекарство?
Воспитатель: Что предложила маме девочка?
Дети: Выпить лекарство за нее.
Воспитатель: Почему она это сделала?
Дети: Девочка предложила маме выпить за неё лекарство, потому что ей было ее жалко. Она за неё переживала.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего врач прописал маме Тани лекарство?
Дети: Врач прописал маме Тани лекарство для того, чтобы она выздровела, поправилась.
Воспитатель: Как вы думаете, поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?
Дети: Если его выпьет дочка, то лекарство маме не поможет.
Воспитатель: Как можно назвать такую девочку?
Дети: Такую девочку можно назвать жалостливой, доброй, заботливой.
Воспитатель: Как может Таня помочь своей больной маме?
Дети: Таня может помочь своей больной маме, если помоет посуду, вымоет пол, принесет воды, просто будет рядом.
Воспитатель: Ребята, так и хочется продолжить рассказ, правда?
Дети: Да! Воспитатель: Послушайте этот рассказ ещё раз, попробуйте пересказать его близко к тексту и придумайте продолжение. Чем же Таня помогла маме. Дети пересказывают рассказ и творчески дополняют.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы хотите посетить театральную студию, побыть актерами, поставить сценку по рассказу К. Д. Ушинского «Лекарство».
Кто желает быть актерами? Я буду автором?
(Раздаю шарф – для мамы, белый халат - для врача, бант - для девочки Тани).
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: С каким автором познакомились? Какой рассказ читали? Кто главный герой рассказа? О чем этот рассказ?
А разве можно пить чужое лекарство?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что можно отравиться, может стать плохо.
Воспитатель: Да ребята, действительно чужое лекарство никогда пить нельзя. Я желаю вам никогда не болеть.