Наталья Ивлева
Конспект НОД по развитию связной речи. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи на тему : «Пересказ рассказа «Четыре желания» К. Ушинского с использованием мнемотаблиц» для детей старшего дошкольного возраста.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицы, отображающие последовательность событий.
Задачи: - формирование действий, направленных на восприятие текста.
-развитие навыков планирования пересказа текста, с опорой на наглядность
-закрепление умения грамматически правильно строить предложения.
Предварительная работа: чтение рассказов о природе, разучивание стихов о временах года, рассматривание иллюстраций, д/и «Времена года», «Когда это бывает?», работа с графическими схемами, наблюдения на участке.
Методы и приё мы: игровые, наглядные, практические, словесные, д/и, художественная литература, загадки.
Материал и оборудование: набор картинок «Времена года», книжка с рассказом К. Ушинского «Четыре желания», мнемотаблицы, елочные игрушки, зелень петрушки, ягоды любые, веточки дерева, сухие листочки, цветок живой.
Структура НОД
1. Вводная часть – 7 мин.
- з. к. р. и психогимнастика.
- формирование навыка согласования прилагательных с существительными: Д/И «Продолжи»
- подготовка к восприятию текста – отгадай загадку (о временах года, подбери картинку.
2. Основная часть – 15 мин. Чтение рассказа воспитателем по частям и вопросы по тексту.
- динамическая пауза: П/И «Мы по кругу идём и с собою берём…»
- повторное чтение и пересказ детьми с опорой на таблицы.
3. Рефлексия - 3 мин.
Ход НОД.
1. Ребята, а вы любите слушать, когда вам читают стихи, сказки, рассказы? (ответы детей) Я думаю, что у каждого из вас есть любимые произведения. А вам хотелось поделиться, рассказать своим друзьям то, что вы когда-то услышали или увидели? (выслушать ответы) Всегда ли вас внимательно слушали? Как вы думаете, почему не всегда хочется слушать, то, что вам рассказывают? (выслушать ответы детей, сделать выводы)
Итак, нужно рассказывать интересно, эмоционально, правильно строить предложения, и конечно, произносить правильно все звуки в словах. Предлагаю поиграть: я буду предлагать вам ситуацию, а вы мимикой изображать эмоции, которые вы переживаете.
Психогимнастика.
1. Лето, жарко, мама сообщает, что вы едете на речку купаться.
2. Вы отправились в лес за грибами. Ура! Вот он гриб! Срезаете его, а там червяки.
3. Высокая ледяная горка, вам нужно съехать с неё.
4. Собрались в парк на карусели, но пошёл дождь.
5. Мама испекла ваш любимый пирог. (дети изображают предполагаемые эмоции после каждой предложенной ситуации)
Молодцы, вы замечательно изображаете и передаёте эмоции радости, брезгливости, страха, огорчения, удовольствия.
А теперь потренируем свой язычок, что бы мы чётко научились произносить звуки.
Холодный ветер: с-с-с-с-с-ссссс Тё плый ветерок: ш-ш-ш-ш-ш-шшшшш
Комарик: з-з-з-з-з-ззззз Пчё лка на лугу: ж-ж-ж-ж-ж-жжжжж
Снег скрипит: ссс-ссс-ссс-ссс Шмель гудит: у-у-у-у-у
Язычок мы научили правильно работать. Теперь попробуем научиться подбирать слова друг к другу, чтобы им было друг с другом хорошо. И нам было интересно и понятно слушать рассказчика.
Д/И «Продолжи» : Зимняя… (дети подбирают подходящее сущ.) шапка, погода, вьюга.
Весеннее…солнце, тепло, настроение.
Летний…вечер, дождь, ливень, сад.
Осенние…листья, грибы, клумбы, облака.
2. Загадки. Сейчас вы отгадаете загадки. И скажете мне о чём же я буду читать рассказ.
Лес и поле белые, белые луга. Голубые, синие небо и ручьи.
У осин заснеженных, ветки как рога. В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
Подо льдами крепкими дремлют воды рек. На снегу прозрачные льдинки – кружева.
Белыми сугробами лёг на крыши снег. Первые проталинки, первая трава.
В небе звёзды яркие водят хоровод. Весна.
Старый год прощается. Входит новый год.
Зима.
Луг, совсем как ситцевый, Золотые, тихие рощи и сады.
Всех цветов платок - Нивы урожайные, спелые плоды.
Не поймёшь, где бабочка, И не видно радуги,
Где какой цветок. И не слышен гром.
Лес и поле в зелени, синяя река. Спать ложиться солнышко
Белые, пушистые в небе облака. Раньше с каждым днём.
Лето. Осень.
Дети отгадывают загадки, подбирают картинки, соответствующие каждому времени года.
А сейчас, вы мне скажете, о чём были загадки? (дети отвечают, выслушать и обобщить)
Правильно, о временах года. Мы с вами сейчас вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.
Чтение первой части рассказа с опорой на мнемотаблицы.
- Как звали мальчика? (Митя).
- Что он делал зимой? (выслушать ответы детей)
- Что Митя сказал отцу? (ответы детей)
- Куда Митя записал своё желание? (ответы)
Чтение второй части рассказа с применением мнемотаблицы.
- За кем бегал Митя по лугу? (ответы детей)
- Какие были бабочки? (ответы детей)
- Что мальчик делал ещё на лугу? (ответы детей)
- Как он говорил о весне? (ответы детей)
- Что папа приказал Мите? (ответы детей)
Чтение третей части рассказа с опорой на мнемотаблицы.
- Куда Митя отправился с папой? (ответы детей)
- Как он веселился? (ответы детей)
- Что сказал папе вечером? (ответы детей)
Чтение четвёртой части рассказа с применением мнемотаблицы.
- Какое время года наступило? (ответы детей)
- Что делали в саду люди? (ответы детей)
- Какое настроение было у Мити? (ответы детей)
- Что он говорил отцу? (ответы детей)
- Что сделал отец? (ответы детей)
Динамическая пауза: п/и «Мы по кругу идём и с собою берём…»
Дети встают в круг, идут взявшись за руки со словами: «Мы по кругу идём и с собою берём всё осеннее: листочки, дожди, овощи, фрукты и т. д…
…всё зимнее: снежинки, льдинки, коньки…
…всё весеннее: подснежники, ручейки, ласточки…
…всё летнее: солнце, радугу, цветы, речку…»
Дети садятся. Рассказ читается ещё раз, дети внимательно слушают и следят по таблицам.
Пересказ детьми с опорой на таблицы. Одну часть пересказывает один ребёнок.
3. Молодцы, у вас всё получилось, и наши таблицы- помощники нам очень помогли. В каждом времени года есть что-то своё, неповторимое, запоминающееся, приносящее радость и новые впечатления. Когда вы научитесь интересно рассказывать, можете делиться с друзьями своими впечатлениями от путешествий, прочитанных книг, музыки. А сегодня времена года приготовили вам ещё один сюрприз. От каждого времени – свой подарок. Выносится поднос с новогодними игрушками, весенней зеленью, фруктами, ягодами, веточками, цветами. Ребята рассматривают и определяют какое время года что принесло.