Галина Краснова
Конспект занятия (НОД) по познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Тайны воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: 1 занятие (25 мин).
Группа : старшая группа детского сада.
Технологии: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук, электронная презентация «Кругом вода».
Аннотация: В конспекте непосредственно-образовательной деятельности «Тайны воды» предложен материал для систематизации у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о воде как о природном богатстве, необходимом для всего живого на Земле. На занятии использованы разнообразные методические приемы, художественное слово, в том числе авторская разминка-приветствие «Дети улыбаются». Большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков у детей (умение договариваться, размышлять, делать выводы) В НОД включена опытно-экспериментальная деятельность детей с водой (вода-растворитель).
Публикация «Конспект занятия (НОД) по познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшей группы „Тайны воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание:
Образовательные задачи: Систематизировать экологические представления детей о воде, ее значении в жизни человека; дать представления о свойствах веществ/предметов при взаимодействии с водой (речной и сахарный песок). Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе практического экспериментирования. Познакомить с литературными произведениями о воде (Н. Рыжовой, П. Синявского, вызвать эмоциональный отклик на художественное слово.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, речь. Обогащать словарный запас по теме «Вода» (водный, жидкость, ручей, река, родник, водопроводная, пар и т. д.) Продолжать учить детей излагать свои мысли понятно для окружающих. Приучать к самостоятельности мышления.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение быть доброжелательным и корректным по отношению к сверстникам, воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать у дошкольников экологическое отношение к водным ресурсам.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация «Кругом вода». Фартуки, подносы, стаканчики с водой, баночки с сахарным песком, баночки с речным песком, салфетки, клеенки, карточки-схемы, простые карандаши – по количеству детей, настольно-печатная игра «Где живет вода?», стеклянные камешки «марблс».
Информационные ресурсы:
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., г. Москва, 2014 г)
2. Программа образования ребенка – дошкольника. Ред. Л. В. Кузнецова. Чебоксары, 2006г.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. Москва, 2007г.
4. Н. Григорьева. Открываем и узнаем. //Дошкольное воспитание, №7/2015г., - С. 33.
5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольника. – М., 2002г.
Методические приемы:
1. Беседа с детьми о воде.
2. Дидактическая игра «Где живет вода?»
3. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода».
4. Демонстрация электронной презентации «Кругом вода».
5. Физкультминутка «Кто не умывается»
6. Опытно-экспериментальная деятельность
Ход
1. Организационный момент.
Разминка-приветствие «Дети улыбаются».
Воспитатель: Ребята, мне приятно вас всех видеть. Давайте встанем в «дружный» кружок и поприветствуем друг друга.
Поднимаем руки вверх - (прямые руки вверх)
Поприветствуем мы всех. (помахать кистями рук)
Выше-выше потянулись, (потянуться на носочках)
Будто солнышка коснулись. (пошевелить пальцами рук)
Руки опускаются, (руки опустить)
Дети улыбаются. (улыбнуться друг другу)
2. Беседа с детьми о воде.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с Капелькой, поговорим о воде: какая она бывает и нужна ли нам вода? и даже поучаствуем в интересных экспериментах с водой.
Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.
Ты кто? – спрашивает он.
- Я – ручеек. А ты кто?
- И я – ручеек, отвечает наш ручей. Давай дружить, и потечем дальше вместе.
Так вода многих ручейков слились в одну большую и красивую реку, по пути шедро даря воду людям. Пришел Человек реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в дома. Чтобы с водой не попали песок, частички ила, грязи, пришлось Человеку построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду дальше – по водопроводным трубам – в квартиры. Вот какой долгий и сложный путь проделывает Капелька.
А вот и она! (показ слайда № 1). Да не одна, с подружками (ведерко с голубыми стеклянными камешками марблс).
Вопросы к детям:
- Человеку нужна вода? Для чего? (пить, готовить еду, умываться, плавать, закаляться, играть, выращивать овощи и т. д.)
- Кому еще нужна вода? (растениям, животным).
- Какая бывает вода? (соленая, пресная, холодная, горячая, чистая, грязная и чистая, твердая (лед, жидкая и тд.)
3. Дидактическая игра «Где живет вода?»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть с Капельками (подводит детей к столу с разложенными сюжетными картинками). Возьмите по одной Капельке, и положите на те картинке, где по вашему мнению «живет» вода.
4. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода». Демонстрация электронной презентации «Кругом вода».
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Н. Рыжовой, которое называется «Волшебная вода» (чтение сопровождается показом презентации).
«Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить! (Н. Рыжова)
5. Физкультминутка «Кто не умывается»
Кто горячей водой умывается, (имитационные движения-умыть лицо)
Называется молодцом. (руки на поясе, повороты в стороны)
Кто холодной водой умывается, (имитационные движения-умыть лицо)
Называется храбрецом. (руки в стороны, кулаки сжаты)
А кто не умывается, (погрозить пальчиком)
Никак не называется. (руки в стороны, плечи поднять)
(Петр Синявский)
6. Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Вода – удивительный природный дар! У воды много тайн. Например: вода бывает очень разной! Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. А хотели бы вы открыть новую тайну воды?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда одевайте халаты (фартуки) и садитесь за столы. Мы проделаем с вами несколько опытов и узнаем еще одну тайну воды.
Что вы видите? (стаканы с водой, речной песок, сахарный песок). Посмотрите на карточки-схемы опыта – в один стакан с водой надо добавить одну мерную ложку речного песка и тщательно размешать. Внимательно посмотрите – что получилось? Вы видите песок?
В другой стакан воды – добавим одну мерную ложку сахарного песка и тщательно размещаем. Вы видите песок? Что произошло? (песок растворился, его не видно). А что произошло с речным песком? (лежит на дне, не растворился).
Значит, мы выяснили, что вода может растворять вещества (например, сахарный песок). Что еще показал этот опыт? (что речной песок в воде не растворяется). Возьмите карандаши и отметьте на схеме – что в стакане с водой, куда добавили сахарный песок? (чистая вода). Что в другом стакане?
Как вы думаете, какой песок надо положить на дно аквариума? (речной) Почему? А если добавить сахарный песок, что произойдет? (вода станет сладкой и непригодной для рыбок).
Воспитатель: Вот мы и узнали еще одну тайну воды. Какую? Ответы детей. (вода может растворять вещества). Давайте снимем халаты и встанем в «дружный» кружок.
6. Рефлексия.
Воспитатель: Всему живому, в том числе растениям, животным нужна вода. Без воды все гибнет. Например, человек может прожить только несколько дней. Давайте обращать внимание на воду, беречь ее! Если вы заметили не закрытый кран – закройте его, чтобы воды зря не пропадала. Будьте бережливыми и в садике, и дома.
Ребята, мне очень понравилось общаться с вами. А вам было сегодня интересно? Что нового вы узнали? Что показалось вам трудным? Во что бы вы хотели поиграть еще раз?