Анастасия Ковалёва
Конспект ООД с элементами экспериментирования в старшей группе «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа : старшая
Тема занятия: «Удивительные свойства воды»
Воспитатель: Ковалёва Анастасия Александровна
Дидактическая цель: знакомство со свойствами воды
Тип занятия:изучение нового материала
Вид занятия: познавательно - исследовательское
Задачи:
1. Образовательные:
- закреплять представления детей о свойствах воды;
- закреплять представления, что вода – это удивительное вещество на земле;
Публикация «Конспект ООД с элементами экспериментирования в старшей группе „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
-формировать представление о вулканах;
- обучать навыкам проведения элементарных опытов.
2. Развивающие:
- развивать у детей логические операции: анализ, классификацию, сравнение;
- развивать воображение, зрительную память, слуховое восприятие;
- активизировать и обогащать словарь детей (вулкан, кратер, лава).
3. Воспитательные:
- воспитывать социальные навыки, умение работать в группе, учитывать мнение партнёра,
- прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
- беседа о воде, её роли в жизни человека;
- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
- использование игр о воде «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные
картинки»;
- чтение художественной литературы по теме «Вода».
Материал для занятия: проектор, ноутбук, светящийся шар, иллюстрации «Вода», «Вулкан», «Правила поведения в лаборатории», стаканчики, ложки, сахар, краски (красная, жёлтая, зелёная, синяя, шприц, бокал, вода, сода, лимонная кислота, моющая жидкость, макет вулкана, медальоны, белые халаты.
Форма организации познавательной деятельности:фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
- словесный (приглашение, проблемный диалог, объяснение, пояснение, чтение
стихотворения);
- наглядный (показ способа действий, рассматривание);
- практический (опыты, упражнения).
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, я хочу поинтересоваться, какое у вас настроение? Сейчас мы с вами постараемся сделать так, чтобы настроение у вас стало просто замечательным!
Давайте разбудим наши ушки (дети массируют мочки ушей пальчиками – встряхивают руки, лбы (массируют лоб указательным пальцем – встряхивают руки)
и шеи (массируют яремную ямку указательным пальцем – встряхивают руки).
Ну вот, а теперь мы с вами все видим, все слышим, дышим глубоко и у нас хорошее настроение – улыбнитесь друг другу!
Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычное увлекательное занятие. Мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без него невозможна жизнь на земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу (Вода).
Воспитатель. Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Кому же нужна вода? А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? (Ответы детей).
Воспитатель. Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей земле. Вода необходима для человека, для животных, для растений.
( Сюрпризный момент: на экране проектора появляется профессор Чудаков (мультфильм «Фиксики»).
Профессор. Чьи это я голоса слышу?
Воспитатель. Здравствуй, профессор.
Профессор. Здравствуйте, ребята. Я тут нечаянно услышал, что вы говорили про воду.
Дети. Да!
Профессор: Я с вами полностью согласен, что вода необходима всему живому на Земле и она ещё имеет удивительные свойства. Вы хотите в этом сами убедиться?
Воспитатель. Конечно, профессор Чудаков.
Профессор. Тогда вам нужно попасть в волшебную лабораторию. Вы готовы?
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята, прежде, чем мы отправимся с вами в лабораторию, нам нужно вспомнить правила поведения ( нельзя: вставать с места, трогать оборудование и приборы, засовывать что – либо в нос, рот, уши).
Профессор. Сейчас вы станете волшебниками. Закройте глазки и прочитайте заклинание.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
(убирается ширма, звучит таинственная музыка, включается светомузыка).
Воспитатель. Наше заклинание сработало, мы очутились с вами в волшебной лаборатории.
Профессор. Коллеги, вы готовы проводить увлекательные опыты с водой?
Дети. Да!
Основная часть (опытно-экспериментальная деятельность).
Опыт «Радужная вода».
Воспитатель. Перед вами стоят 4 стаканчика с водой. Ребята, посмотрите и скажите, какая вода? Если мы в один из стаканчиков положим кубик, что вы видите? (кубик).
Воспитатель. Правильно. Значит вода, какая? (прозрачная).
Воспитатель. Вот и вспомнили мы с вами одно из свойств воды. Она прозрачная.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем с сахаром. Смотрите внимательно и запоминайте. В первый стаканчик мы сахар не кладём.
Воспитатель. Во второй стаканчик мы положим 1 чайную ложку сахара, размешаем, что произошло с сахаром? (он растворился)
Воспитатель. Вот и вспомнили ещё одно свойство воды. Какое? (вода может быть растворителем).
Воспитатель. Тимур, возьми, пожалуйста, ложку и положи в третий стаканчик две чайные ложки сахара и размешай.
Воспитатель. Справился Тимур с заданием? (да).
Воспитатель. Оля, пожалуйста, положи в четвёртый стаканчик три чайные ложки сахара и размешай.
Воспитатель. Молодец!
Воспитатель. А теперь воду в стаканчиках надо покрасить в разные цвета. Первый стакан – в красный цвет, второй стакан – в жёлтый цвет, третий стакан - в зелёный, а четвёртый – в синий (совместная деятельность воспитателя и детей)
Воспитатель. Ребята, что же произошло? Вода была прозрачной, а что с ней стало сейчас? (вода имеет свойство краситься).
Воспитатель. Теперь берем первый стаканчик с красной водой и выливаем в бокал.
Воспитатель. Далее набираем шприцем жёлтую воду. В каком стаканчике она была? (во втором). Погружаем шприц до дна бокала и медленно выливаем и видим как красная вода переместилась в вверх. Далее набираем зелёную воду (в третьем стаканчике) и так же медленно выливаем в бокал.
Зелёная вода осталась внизу, а красная и желтая переместились вверх. Остался у нас какой по счёту стаканчик (четвертый, с какой водой (синей). Синюю воду точно также выливаем в бокал. Вода с разными цветами не смешалась и получилась «Радужная вода». (Объясним детям, что слои воды не смешались по причине… сахара! Чем больше сахара, тем вода становится плотнее, она имеет другой состав).
Воспитатель. Ребята делать научные открытия - дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физкультминутка (под музыку «Фиксики»).
Опыт№2 «Вулкан».
Воспитатель. Посмотрите, перед нами лежат стакан с водой, краска, сода, лимонная кислота, моющая жидкость и макет вулкана.
(детям показать на картинке, что такое вулкан, лава, кратер).
Воспитатель. Предлагаю смешать эти компоненты в кратер вулкана (дети помогают).
Воспитатель. А сейчас, ребята посмотрите внимательно, я в наш вулкан выливаю воду.
Воспитатель. Вот такой у нас получился вулкан.
Вывод: вода взаимодействует с другими химическими веществами (сода, лимонная кислота).
Воспитатель. Вот и закончились наши опыты. А нам, ребята, пора возвращаться обратно в группу. Закрывайте глазки и читаем заклинание (звучит таинственная музыка).
Снова мы глаза закроем
И посматривать не будем,
В детский садик мы вернёмся,
Мир волшебный не забудем.
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие? (ответы детей).
Воспитатель. Профессор, а понравились ли тебе наши эксперименты?
Профессор. Конечно, коллеги. Я вам присваиваю звание «Юные экспериментаторы»! (каждому ребёнку даётся медальон)
Воспитатель. До свидания, профессор Чудаков. Спасибо тебе за лабораторию.
Дети. До свидания! (уходят под музыку)