Екатерина Герасимова
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологии с элементами экспериментирования
для детей старшей группы
Тема: «Жить нельзя без воды»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Доминирующая область: «Познавательное развитие»
Задачи:
Образовательные:
*продолжать знакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы, прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель;
Публикация «Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы „Жить нельзя без воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
*формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
*активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
Развивающие:
*развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
* закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, пипетками;
*развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитательные:
*воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать чужое мнение.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Материалы и оборудование к НОД: карточки в виде капелек воды с загадками, иллюстрации, плакаты. Рисунки на тему «Вода»; ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды различной формы, соломинки для коктейля, детские соки, стаканы с молоком, пуговицы, пипетки, ватные палочки, одноразовые тарелки, гуашевые краски.
Словарная работа: лаборатория, лаборант, опыты.
Методы и приё мы:
1. Наглядный: картинки с изображением воды и игрушек.
2. Словесный: беседа, объяснение, вопросы к детям, пояснение, загадки.
3. Игровой: создание игровой ситуации.
4. Рассказывание стихотворения.
Продолжительность НОД: не более 25 минут.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Проводится в группе
Воспитатель: «Дети, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела на пороге серебряное ведёрко. Хотите заглянуть в него и узнать, что в нём лежит?»
После того как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками. Воспитатель читает их вслух.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут. (Дождик).
Пушистая вата, плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако).
Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка).
Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч.
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг! (Водопад).
Основная часть:
Воспитатель: «Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? (тёплая, горячая, холодная, пресная. Прозрачная, газированная и т. п.)
Что вода делает? (течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего нужна вода человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Воспитатель: «Дети, а как вы думаете, где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: «В морях и океанах-вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе : вода в море-как называют её по другому? Морская. Вода в океане-океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).
Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
Воспитатель: «Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Практическое экспериментирование «Волшебные свойства воды».
Воспитатель: «Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Дети, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты.
Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь - этим мы мешаем друг другу. Аккуратно обращаться с посудой
- Слушать воспитателя.
- Внимательно следить за результатом опыта.
- Закончив наблюдение, сделать вывод.
Прежде, чем приступить к работе в лаборатории, мы немножко поиграем.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы---круговые движения кистями рук
И на дорожку---обе руки перед собой
Льётся, льётся ой-ой-ой---покачивание головы
Побежали мы домой---бег на месте
СТОЛ №1
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
ОПЫТ 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой.
Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой, Льётся вода?
Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
ОПЫТ 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду, Есть ли у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьё т воду и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует, Дать детям для сравнения попробовать сок. Вода – безвкусная.
ОПЫТ 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Вода совсем не пахнет).
СТОЛ № 2
Свойство 2: вода прозрачная, бесцветная.
ОПЫТ 4. Воспитатель: «На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую – в стакан с молоком,
- Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицу не видно, а в стакане с водой она видна.
- Почему? Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды : чистая вода прозрачна.
СТОЛ № 3
Свойство 3: вода не имеет собственной формы.
ОПЫТ 5
Воспитатель: «А теперь пользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе, Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. п.
Воспитатель: «Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой, Посмотрите, что происходит с формой воды?
Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель формирует следующее свойство воды : в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда. В который её наливают.
СТОЛ ВОСПИТАТЕЛЯ
Свойство 4: вода – растворитель.
ОПЫТ 6
Воспитатель: «Дети, я попрошу вас подойти к моему столу, У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками, Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
- Белый камень в воде тает. (Сахар) Ребёнок снимает салфетку и мы видим на блюдце сахар.
- А теперь вторая загадка: Желтое, жидкое, когда жаришь – шипит! (Масло растительное) Ребёнок снимает салфетку.
- А вот и третья загадка: Белое, твёрдое, а не камень (Соль) Ребёнок снимает салфетку.
Воспитатель: «Попробуем теперь капнуть в воду капельку масла в одном стакане, размешать во втором стакане ложку соли, а в третьем ложку сахара и посмотрим, что же у нас получилось? (Предполагаемые ответы детей) Соль и сахар растворились в воде, а масло не растворилось.
- Какой можно сделать вывод? (Вода является растворителем, но не всех веществ).
ИГРОВОЙ МОМЕНТ:
А сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее на картинках?» На доске висят фотографии, связанные с водой и фотографии игрушек. Дети отвечают, что здесь лишнее.
ИГРА – ЭКСПЕРИМЕНТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО ИЛИ САЛЮТ В ТАРЕЛКЕ»
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
А теперь хотите – верьте, хотите – нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдёт! Молоко начнёт двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Заключительная часть
Дети, вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
- Какие новые свойства воды вы узнали из опытов? Понравилось ли вам занятие, и что понравилось больше всего?
Дети:
- Вода это жидкость.
- Вода не имеет собственной формы.
- Вода бесцветна, не имеет запаха, прозрачная.
- Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.
Вы сегодня все молодцы, старались, делали опыты, в подарок вам стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница – вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде! Без неё нам не умыться,
В луже, в речке, в океане. Не наесться, не напиться!
И в водопроводном кране, Смею вам я доложить :
На плите у вас кипит, Без неё нам не прожить!
Паром чайника шипит.
(Н. Рыжова «Волшебница – вода»)
А если нам без неё не прожить, то воду надо беречь и охранять!