Ирина Кавун
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Наши помощники - органы чувств»
Цель: Создать условия для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств.
Задачи:
- Формировать представление детей о значении органов чувств для жизни человека.
- Формировать умение детей различать понятия «орган чувств», «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
- Развивать познавательные и исследовательские навыки детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Предварительная работа: беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, игры, зрительная и дыхательная гимнастика, отгадывание загадок, дидактические игры по данной теме.
Средства и оборудование: Халат для воспитателя, эмблемы на ленточках для детей. Презентация «Твои помощники - органы чувств». Аудиозапись летящего самолета, музыкальной игры «Ваня, та сейчас в лесу». Капсулы «Киндер сюрприза», в которых находятся чеснок и огурец для каждого ребенка. В контейнере на зубочистках кусочки соленого огурца и кусочки зефира по количеству детей. Колокольчик, бумага, два стакана - в одном вода, «Волшебный мешочек» на каждого ребенка.
Ход занятия:
1 вводная часть.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я приглашаю вас отправить в путешествие. Мы с вами посетим «Институт Здоровья». Но для начала нам нужно поздороваться со всеми (Дети говорят «Здравствуйте»)
Воспитатель: Скажите, ребята, какие органы чувств вы знаете?
( ответы детей: глаза, уши, рот, нос, кожа) (Слайд №1)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Скажите для чего нам нужны органы чувств? Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы их называем «Наши помощники».
В Институте Здоровья, мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека, сами попробуем себя в роли исследователей.
А отправимся мы туда на самолете. (Слайд №2). Возьмитесь за руки, закройте глаза и приготовьтесь к полёту. (Звук летящего самолета).
2 основная часть.
Воспитатель: А теперь откройте глаза, вот мы и прилетели в Институт Здоровья.
(На экране слайд № 3 с изображением «Института Здоровья»)
Воспитатель: Я надену халат, буду вашим научным руководителем, а вы наденете эмблемы лаборантов -исследователей. Я прошу вас, меня внимательно слушать, и отвечать на вопросы полными предложениями.
1. Воспитатель: Проходите, садитесь за столы, это наша первая лаборатория.
Для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь (Слайд № 4, отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)
( На экране отгадка: нос. Слайд № 5)
- Правильно, ребята, это нос, а для чего нам нужен нос? ( ответы детей: дышать, различать запахи).
Воспитатель:Молодцы, давайте с вами подышим (дыхательная гимнастика) : Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем. При вдохе у нас надувается живот, плечи не поднимаются. (Повторить 3-4 раза). Подышали?
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». В этих баночках находятся некоторые продукты. Вы сейчас попробуйте отгадать по запаху, что находится в них.
(Дети определяют по запаху содержимое емкостей.
Баночка №1- чеснок, баночка №2-огурец).
Воспитатель: Что вы почувствовали?
Дети: Запах чеснока и огурца
Воспитатель: Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Воспитатель: А если бы мы заболели и нос плохо дышал бы, смогли бы мы так хорошо определить запахи?
Дети: Нет.
Воспитатель: Нос-орган обоняния (повторяем вместе). Помогает чувствовать и различать запахи.
Для человека важно различать запахи. А как носы нужно беречь?
Дети: Не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи.
Воспитатель: Переходим в следующую лабораторию.
Воспитатель: А сейчас проходите на коврик
(Дети становятся полукругом на ковре)
2. Воспитатель: Здесь находится наша вторая лаборатория. (Слайд № 6). Для того чтобы понять, какой орган чувств здесь исследуют, отгадайте загадку:
Два брата на одной голове живут
Все слышат, а друг друга не видят
(уши)
( На экране отгадка: уши. Слайд №7)
Воспитатель: Правильно, ребята, это уши. А для чего нам нужны уши? Дети: Слушать, слышать звуки.
Воспитатель: Правильно, а сейчас давайте немного поиграем.
Проводится игра «Узнай по голосу».
Все встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:
Ваня ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя «Ау!»
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 2раза).
Воспитатель: Ну что ж, слышать вы хорошо умеете, а сейчас мы проверим, как вы умеете различать звуки, закройте глаза, будьте внимательны.
(Воспитатель звенит в колокольчик, шуршит бумагой, переливает воду из стакана в стакан.)
Воспитатель: Какие звуки вы услышали?
(Ответы детей. Педагог благодарит детей за правильные ответы).
Воспитатель: Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как?
Дети: Мыть уши, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку.
Воспитатель: Уши – орган слуха (повторяем вместе).Помогают слышать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве.
3. Воспитатель: Умники, ребята! Мы с вами переходим в следующую лабораторию. (Слайд № 8) Садитесь за столы. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются.
(Глаза)
(На экране, слайд № 9 с изображением глаз)
Воспитатель: Правильно. Глаза - орган зрения. Давайте все вместе скажем-«Глаза - орган зрения». А для чего нужны глаза?
Дети: Видеть предметы.
Воспитатель: Глаза помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор.
Воспитатель: Правильно, а сейчас проверим, так ли это.
Проводится игра «Чего не стало»
На экране иллюстрации игрушек (Слайд № 10, №12). Дети закрывают глаза, Воспитатель демонстрирует слайд № 11, №13. Дети открывают глаза и говорят какой игрушки не стало.
Воспитатель: А чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику. Давайте ее сейчас и сделаем.
Зрительная гимнастика:
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
2. Часто - часто поморгайте глазами.
3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
Воспитатель:
- А что еще нужно для глаз?
Воспитатель: Витамины
Помни истину простую -
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.
4. Воспитатель: Молодцы!
А сейчас выйдем на ковер, мы попали в следующую лабораторию. (Слайд
№ 14). Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
(Слайд № 15)
Воспитатель: Правильно, ребята, это язык, а для чего нам нужен язык? ( ответы детей: разговаривать, определять различные вкусы).
Воспитатель: Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете?
Проводиться игра «Определи на вкус»
Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус.
Воспитатель:Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было?
(Ответы детей)
Воспитатель: Язык – орган вкуса (повторяем вместе).
Язык помогает определить вкус еды. Язык – главный орган речевого общения людей
5. Руки.
Воспитатель: Мы с вами переходим в следующую лабораторию. Садимся за столы (Слайд № 16).
Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. (Слайд № 17). Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки и кожа чувствуют прикосновение. Руки - наши помощники.
(Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек»
(В мешочке различные предметы по форме, материалу).
Воспитатель: Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями в Институте Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад (дети встают из-за столов). Закрывайте глаза и полетели на самолете обратно в детский сад. (Слайд № 18) (звучит гул самолета).
3 заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. (Слайд № 19).
- Вам понравилось в Институте Здоровья? Что мы там сегодня исследовали? ( ответы детей: органы чувств, уши, глаза, нос, язык).
- Для чего нам они нужны? (ответы детей) Правильно, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, мы должны беречь «наших помощников», ухаживать за ними, закаляться, заниматься спортом.
Воспитатель:
«Органы чувств»
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Значки лаборантов вы можете оставить себе в награду за хорошую работу в Институте Здоровья.