Ольга Тюменцева
Конспект занятия «Путешествие в мастерские народных умельцев» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие.
Форма образовательной деятельности: занятие
Методы и приемы:
- Словесные (художественное слово, беседа, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба, вопрос);
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мастерские народных умельцев“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Наглядные (показ изделий народных промыслов, алгоритм выполнения работы);
- Практические (продуктивная деятельность детей –роспись тарелочки хохломской росписью);
- Игровые (сюрпризный момент –путешествие в мастерские и превращение в художников; подвижная игра «Карусель»).
Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах России.
Задачи:
Образовательные:
-обогащать знания детей об истории возникновения русской народной росписи;
-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
-продолжать учить умению оценивать свои работы и работы сверстников.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-развивать творческие способности детей;
-развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Планируемый результат: дети закрепят имеющиеся знания о народных промыслах России, усвоят новые знания об истории возникновения росписи, научатся выполнять элементы хохломской росписи, у детей появится умение организовывать самостоятельную творческую деятельность.
Предварительная работа: знакомство детей с русскими народными промыслами, росписью; рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек; рисование элементов росписи; закрепление правил русской народной игры «Карусель»; подготовка русской народной мелодии.
Индивидуальная работа: индивидуальная работа с детьми: рисование элементов хохломской росписи, активизация речи малоговорящих детей.
Словарная работа: народные промыслы, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома.
Оборудование: изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, игрушки с дымковской росписью, предметы городецкой росписи, атрибуты необходимые для игры «Карусель» (обруч с нашитыми разноцветными лентами, четыре скатерти, таблицы с изображением элементов хохломской росписи.
Дидактический материал: краски гуашевые, кисти, ватные палочки салфетки, баночки с водой, тарелочки из картона (на каждого ребенка).
Ход занятия
(Дети входят в группу, становятся в круг, берутся за руки).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Педагог читает стихотворение:
Что за чудо- чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно.
(Воспитатель достает письмо и читает)
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам художники народных художественных промыслов. Мы хотим вас пригласить в путешествие по мастерским народных умельцев. У нас очень много заказов и мы не всегда успеваем их выполнить, поэтому мы решили обратиться к вам за помощью. Посетите, пожалуйста, наши мастерские и помогите расписать «золотые» тарелочки!»
Воспитатель: Ребята, что такое народные промыслы?
Дети: изготовление и роспись различных изделий, предметов
Воспитатель: Молодцы ребята!
Совершенно верно, народные художественные промыслы -ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью.
Воспитатель: Руки народных мастеров действительно создают чудеса. Как про такие руки говорят?
Дети: Золотые, трудовые, умелые и др.
Воспитатель: Ребята, а что за «золотые» тарелочки просят нас расписать мастера?(варианты ответов детей)
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели отправиться в путешествие в мастерские народных умельцев и узнать, что это за «золотые» тарелочки?
Дети:да
Воспитатель: А поможет нам попасть в мастерские волшебная карусель. Подходите ко мне, беритесь за красивые ленточки и повторяйте за мной:
(Проводится русская народная игра «Карусель»)
Еле-еле-еле-еле,
Закружились карусели
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите!
(Игра заканчивается, дети с воспитателем подходят к первому столу с предметами, украшенными гжелью, предметы спрятаны под красивой скатертью)
Воспитатель: Вот мы и попали в мастерскую народных умельцев, а в какую именно, вы узнаете, отгадав загадку.
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Дети: гжель.
(Воспитатель снимает скатерть и показывает изделия, украшенные гжелью)
Воспитатель: Недалеко от города Москва находится деревня Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые, работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия?
Дети:изделия делали из белой глины.
Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Ребята, назовите цвета гжельской росписи?
Дети: основные цвета гжели: белый, синий, голубой.
Ребята, а какие самые известные элементы узоров в гжельской росписи?
Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.
Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?
Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и др.
Воспитатель: Молодцы! А теперь нам пора отправляться в следующую мастерскую.
(Дети с воспитателем подходят к столу с предметами, украшенными городецкой росписью, предметы спрятаны под красивой скатертью)
Воспитатель: послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.
Славится по всей России
Своей росписью творец
Распускаются букеты
Ярко красками горя
Чудо птицы там порхают
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки
Ты увидишь…
Дети: городец.
(Воспитатель снимает скатерть и показывает изделия, украшенные городецкой росписью)
Воспитатель: Роспись появилась в Поволжье. Обилие лесов дало возможность мастерам делать изделия и отвозить их на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Городецкая роспись всегда очень яркая. Какие изделия украшали такой росписью?
Дети: Тарелки, доски, хлебницы, мебель, игрушки.
Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?
Дети: ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый цвета.
Воспитатель: Какие основные элементы городецкой росписи вы знаете?
Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.
Воспитатель: Отправляемся в следующую мастерскую.
(Дети с воспитателем подходят к столу с дымковскими игрушками, игрушки спрятаны под красивой скатертью)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назовите меня!
Дети:дымка.
(Воспитатель снимает скатерть и показывает дымковские игрушки)
Воспитатель: Правильно, ребята. Ласково и нежно
эту игрушку называют дымка.
Возник этот промысел в селе Дымка около четырехсот лет назад.
Лепили игрушки и раскрашивали только женщины и дети, поэтому они получались яркими и красочными.
Ребята, а какие дымковские игрушки вы знаете?
Дети: кони, индюки, барыни, утки, коровы нянюшки, петухи и др.
Скажите, ребята, из чего лепили дымковские игрушки?
Дети: из глины.
Воспитатель: Да. Мастера лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Какие элементы росписи дымковской игрушки вы видите?
Дети: волнистые линии, круги, геометрические фигуры, кольца.
Воспитатель: А какие краски используют художники, раскрашивая дымковскую игрушку?
Дети: жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в следующую мастерскую.
(Дети с воспитателем подходят к столу с предметами, украшенными хохломой, предметы спрятаны под красивой скатертью)
Воспитатель:
Посуда не простая, а точно-золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она….
Дети: Золотая хохлома
(Воспитатель снимает скатерть и показывает изделия, украшенные хохломой)
Воспитатель: Золотая Хохлома- старинный русский народный промысел, один из самых известных в России. Хохлома-это название старинного торгового села, куда привозили на продажу изделия из близлежащих сел и деревень, отсюда и название росписи.
Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?
Дети: изделия сделаны из дерева.
Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.
Дети: Основные цвета хохломской росписи: чёрный, желтый, красный, зелёный.
Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись?
Дети: Ягоды крыжовника, малины, брусники, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.
Воспитатель: Ребята, почему же хохлому называют золотой?
Дети: здесь много желтого и золотого цвета.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, какие тарелочки мастера называли «золотыми»?
Дети: тарелочки, расписанные хохломой.
Воспитатель: А вы бы хотели превратиться в художников и помочь мастерам расписать «золотые» тарелочки?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, мастера приготовили тарелочки, которые мы сегодня будем расписывать.
(воспитатель достает тарелочки, покрытые желтой краской)
Приглашаю вас в нашу мастерскую.
Воспитатель: У каждого на столе лежат краски, кисти, ватные палочки, салфетки и тарелочки. Давайте еще раз вспомним элементы хохломской росписи(дети называют элементы хохломской росписи)
Давайте вспомним, как наносятся элементы узора?
Дети: Элементы узора наносятся кончиком кисти
А для чего нам нужны ватные палочки?
Дети: для рисования ягод.
Но прежде чем начать, давайте подготовим наши руки к работе.
Воспитатель: Возьмите в руки кисточку и повторяйте за мной:
Держим кисточку вот так!
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево. Вверх и вниз побежала наша кисть.
А потом, а потом кисточка бежит кругом.
Закружилась как волчок
За тычком идёт тычок!
Воспитатель: Давайте приступим к росписи. А помогут вам в этом таблицы с элементами и образцами росписи.
Включается русская народная мелодия
Воспитатель проводить индивидуальную работу с детьми у кого возникают трудности.
Воспитатель. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А теперь ребята, берите свои работы размещайте их на выставке.
Ребята выставляют свои работы на выставку.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера, поэтому у вас получились красивые и не похожие друг на друга тарелочки!
Итог занятия.
Воспитатель задает вопросы:
-Ребята вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего вам понравилось?
- Сложно ли было расписывать тарелочки?
- Может у кого-то что-то не получилось?
Воспитатель предлагает детям проанализировать свою работу.