МААМ-картинки

Конспект занятия «Путешествие в мастерские народных умельцев» для старших дошкольников

Ольга Тюменцева
Конспект занятия «Путешествие в мастерские народных умельцев» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие.

Форма образовательной деятельности: занятие

Методы и приемы:

- Словесные (художественное слово, беседа, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба, вопрос);

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мастерские народных умельцев“ для старших дошкольников» размещена в разделах

- Наглядные (показ изделий народных промыслов, алгоритм выполнения работы);

- Практические (продуктивная деятельность детей –роспись тарелочки хохломской росписью);

- Игровые (сюрпризный момент –путешествие в мастерские и превращение в художников; подвижная игра «Карусель»).

Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах России.

Задачи:

Образовательные:

-обогащать знания детей об истории возникновения русской народной росписи;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-продолжать учить умению оценивать свои работы и работы сверстников.

Развивающие:

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-развивать творческие способности детей;

-развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Планируемый результат: дети закрепят имеющиеся знания о народных промыслах России, усвоят новые знания об истории возникновения росписи, научатся выполнять элементы хохломской росписи, у детей появится умение организовывать самостоятельную творческую деятельность.

Предварительная работа: знакомство детей с русскими народными промыслами, росписью; рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек; рисование элементов росписи; закрепление правил русской народной игры «Карусель»; подготовка русской народной мелодии.

Индивидуальная работа: индивидуальная работа с детьми: рисование элементов хохломской росписи, активизация речи малоговорящих детей.

Словарная работа: народные промыслы, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома.

Оборудование: изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, игрушки с дымковской росписью, предметы городецкой росписи, атрибуты необходимые для игры «Карусель» (обруч с нашитыми разноцветными лентами, четыре скатерти, таблицы с изображением элементов хохломской росписи.

Дидактический материал: краски гуашевые, кисти, ватные палочки салфетки, баночки с водой, тарелочки из картона (на каждого ребенка).

Ход занятия

(Дети входят в группу, становятся в круг, берутся за руки).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Педагог читает стихотворение:

Что за чудо- чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно.

(Воспитатель достает письмо и читает)

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам художники народных художественных промыслов. Мы хотим вас пригласить в путешествие по мастерским народных умельцев. У нас очень много заказов и мы не всегда успеваем их выполнить, поэтому мы решили обратиться к вам за помощью. Посетите, пожалуйста, наши мастерские и помогите расписать «золотые» тарелочки!»

Воспитатель: Ребята, что такое народные промыслы?

Дети: изготовление и роспись различных изделий, предметов

Воспитатель: Молодцы ребята!

Совершенно верно, народные художественные промыслы -ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью.

Воспитатель: Руки народных мастеров действительно создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые и др.

Воспитатель: Ребята, а что за «золотые» тарелочки просят нас расписать мастера?(варианты ответов детей)

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели отправиться в путешествие в мастерские народных умельцев и узнать, что это за «золотые» тарелочки?

Дети:да

Воспитатель: А поможет нам попасть в мастерские волшебная карусель. Подходите ко мне, беритесь за красивые ленточки и повторяйте за мной:

(Проводится русская народная игра «Карусель»)

Еле-еле-еле-еле,

Закружились карусели

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите!

(Игра заканчивается, дети с воспитателем подходят к первому столу с предметами, украшенными гжелью, предметы спрятаны под красивой скатертью)

Воспитатель: Вот мы и попали в мастерскую народных умельцев, а в какую именно, вы узнаете, отгадав загадку.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: гжель.

(Воспитатель снимает скатерть и показывает изделия, украшенные гжелью)

Воспитатель: Недалеко от города Москва находится деревня Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые, работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия?

Дети:изделия делали из белой глины.

Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Ребята, назовите цвета гжельской росписи?

Дети: основные цвета гжели: белый, синий, голубой.

Ребята, а какие самые известные элементы узоров в гжельской росписи?

Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.

Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?

Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и др.

Воспитатель: Молодцы! А теперь нам пора отправляться в следующую мастерскую.

(Дети с воспитателем подходят к столу с предметами, украшенными городецкой росписью, предметы спрятаны под красивой скатертью)

Воспитатель: послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.

Славится по всей России

Своей росписью творец

Распускаются букеты

Ярко красками горя

Чудо птицы там порхают

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки

Ты увидишь…

Дети: городец.

(Воспитатель снимает скатерть и показывает изделия, украшенные городецкой росписью)

Воспитатель: Роспись появилась в Поволжье. Обилие лесов дало возможность мастерам делать изделия и отвозить их на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Городецкая роспись всегда очень яркая. Какие изделия украшали такой росписью?

Дети: Тарелки, доски, хлебницы, мебель, игрушки.

Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?

Дети: из дерева.

Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?

Дети: ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый цвета.

Воспитатель: Какие основные элементы городецкой росписи вы знаете?

Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.

Воспитатель: Отправляемся в следующую мастерскую.

(Дети с воспитателем подходят к столу с дымковскими игрушками, игрушки спрятаны под красивой скатертью)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назовите меня!

Дети:дымка.

(Воспитатель снимает скатерть и показывает дымковские игрушки)

Воспитатель: Правильно, ребята. Ласково и нежно

эту игрушку называют дымка.

Возник этот промысел в селе Дымка около четырехсот лет назад.

Лепили игрушки и раскрашивали только женщины и дети, поэтому они получались яркими и красочными.

Ребята, а какие дымковские игрушки вы знаете?

Дети: кони, индюки, барыни, утки, коровы нянюшки, петухи и др.

Скажите, ребята, из чего лепили дымковские игрушки?

Дети: из глины.

Воспитатель: Да. Мастера лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Какие элементы росписи дымковской игрушки вы видите?

Дети: волнистые линии, круги, геометрические фигуры, кольца.

Воспитатель: А какие краски используют художники, раскрашивая дымковскую игрушку?

Дети: жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в следующую мастерскую.

(Дети с воспитателем подходят к столу с предметами, украшенными хохломой, предметы спрятаны под красивой скатертью)

Воспитатель:

Посуда не простая, а точно-золотая!

С яркими узорчиками,

Ягодками и листочками.

Называется она….

Дети: Золотая хохлома

(Воспитатель снимает скатерть и показывает изделия, украшенные хохломой)

Воспитатель: Золотая Хохлома- старинный русский народный промысел, один из самых известных в России. Хохлома-это название старинного торгового села, куда привозили на продажу изделия из близлежащих сел и деревень, отсюда и название росписи.

Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

Дети: изделия сделаны из дерева.

Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.

Дети: Основные цвета хохломской росписи: чёрный, желтый, красный, зелёный.

Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись?

Дети: Ягоды крыжовника, малины, брусники, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.

Воспитатель: Ребята, почему же хохлому называют золотой?

Дети: здесь много желтого и золотого цвета.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, какие тарелочки мастера называли «золотыми»?

Дети: тарелочки, расписанные хохломой.

Воспитатель: А вы бы хотели превратиться в художников и помочь мастерам расписать «золотые» тарелочки?

Дети: да.

Воспитатель: Ребята, мастера приготовили тарелочки, которые мы сегодня будем расписывать.

(воспитатель достает тарелочки, покрытые желтой краской)

Приглашаю вас в нашу мастерскую.

Воспитатель: У каждого на столе лежат краски, кисти, ватные палочки, салфетки и тарелочки. Давайте еще раз вспомним элементы хохломской росписи(дети называют элементы хохломской росписи)

Давайте вспомним, как наносятся элементы узора?

Дети: Элементы узора наносятся кончиком кисти

А для чего нам нужны ватные палочки?

Дети: для рисования ягод.

Но прежде чем начать, давайте подготовим наши руки к работе.

Воспитатель: Возьмите в руки кисточку и повторяйте за мной:

Держим кисточку вот так!

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево. Вверх и вниз побежала наша кисть.

А потом, а потом кисточка бежит кругом.

Закружилась как волчок

За тычком идёт тычок!

Воспитатель: Давайте приступим к росписи. А помогут вам в этом таблицы с элементами и образцами росписи.

Включается русская народная мелодия

Воспитатель проводить индивидуальную работу с детьми у кого возникают трудности.

Воспитатель. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А теперь ребята, берите свои работы размещайте их на выставке.

Ребята выставляют свои работы на выставку.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера, поэтому у вас получились красивые и не похожие друг на друга тарелочки!

Итог занятия.

Воспитатель задает вопросы:

-Ребята вам понравилось наше путешествие?

- Что больше всего вам понравилось?

- Сложно ли было расписывать тарелочки?

- Может у кого-то что-то не получилось?

Воспитатель предлагает детям проанализировать свою работу.

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Конспект занятия по аппликации из салфеток для старших дошкольников «Золотая рыбка»Конспект занятия по аппликации из салфеток для старших дошкольников «Золотая рыбка» Цель: Продолжение формирования познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания различных образов, используя.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть вторая «Предметы и изделия быта народных мастеров и умельцев Адыгеи»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть вторая «Предметы и изделия быта народных мастеров и умельцев Адыгеи» Я живу на Кавказе Среди гор и лесов Куда взглядом ни кинь Всюду шапка снегов Наши горы как люди Есть легенда для всех Реки бурные очень.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных мастеров» Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе по теме «Путешествие на ярмарку народных мастеров». Воспитатель: Федоренко.

Конспект музыкальной гостиной «Путешествие в страну русских народных инструментов» для старших и подготовительных группКонспект музыкальной гостиной «Путешествие в страну русских народных инструментов» для старших и подготовительных групп Цель ОД: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи. 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «Осеннее дерево»Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «Осеннее дерево» Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников на тему «Осеннее дерево». Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к.

Работы народных умельцев. ФотоотчётРаботы народных умельцев. Фотоотчёт Детский сад и семья - неразлучные друзья! Ежедневная работа с родителями требует индивидуального подхода к каждой семье. Что бы родители.

Сценарий программы, построенной на народных играх, для старших дошкольников «Русские игры и забавы» Досуг "Русские игры и забавы" для старшего дошкольного возраста Цель: Помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным русским народным.

Конспект занятия по ИКТ для старших дошкольников «Знакомство с роботом Botley»Конспект занятия по ИКТ для старших дошкольников «Знакомство с роботом Botley» Цель: Развитие умения работать со схемами, алгоритмами и кодами у детей старшего дошкольного возраста с использованием робота Botley Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в мастерские народных умельцев» для старших дошкольников
Опубликовано: 21 мая 2023 в 05:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие в мастерские народных умельцев» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тюменцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД