Елена Рост
Конспект занятия по ознакомлению детей 6–7 лет с изобразительным искусством «Морской пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению детей 6-7 лет с изобразительным искусством по теме «Морской пейзаж»
Программное содержание
1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин : радость, удивление, чувство сопричастности, наслаждение от изображенной художником красоты.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей 6–7 лет с изобразительным искусством „Морской пейзаж“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морской пейзаж. Рисование моря
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с литературным произведением, собственными чувствами и переживаниями, высказывали свои суждения, давали оценки.
3. Подвести детей к пониманию зависимости использования художником цвета и композиции от содержания картины.
4. Продолжать формировать представления детей о пейзаже как жанре живописи.
5. Закрепить знания детей о линии горизонта.
6. Дать совместно с детьми определение морского пейзажа.
7. Обогатить словарь детей эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами : «марина», «штиль», «морской пейзаж».
8. Закрепить умение соотносить музыкальное произведение с картиной по настроению и звучанию.
I. Предварительная работа
1. Наблюдение на прогулке за линией горизонта.
2. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
3. Рисование осеннего пейзажа.
4. Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова.
Материалы для занятия :
• картины с изображением моря;
• изображение из книги А. С. Пушкина;
• листы бумаги А4;
• цветные карандаши;
• фломастеры;
• мольберт;
• знаки-символы по видам пейзажа;
• запись с шумами моря.
II. Ход занятия
Экскурсия на выставку картин
Сейчас мы с вами совершим экскурсию на выставку картин. О том, какие картины мы увидим сегодня, подскажет вот этот знак.
Вы правильно догадались, мы снова будем смотреть пейзажи.
Что же такое пейзаж? (картина о природе)
• Кто вспомнит стихотворение о пейзаже :
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или сад и белый иней,
Или лес и облака,
Или горная равнина,
или поле и шалаш,
То подобная картина
называется пейзаж!
• Дидактическая игра «Найди картину»
Сегодня мы посмотрим необычные, удивительные пейзажи.
Вы сможете рассмотреть их внимательно, полюбоваться ими, почувствовать «душу» картин, а они откроют вам свои секреты.
• Ой, ребята, вместо пейзажа мы видим книгу («Сказка о рыбаке и рыбке»). Вам она знакома? Как называется?
• О чем же она хочет подсказать? Где жила главная героиня этой сказки? Правильно, в море. Так вот в чем подсказка!
Главным героем наших сегодняшних картин будет море.
С давних пор художники рисовали море и называли свои картины «маринами», что означает морская. Существует поверье, что у моря, как и у человека, есть настроение.
• Каким бывает настроение?
• Каким цветом можно нарисовать хорошее, радостное настроение?
А у моря? (ответы детей)
• А каким спокойное? А у моря? (ответы детей)
• А каким же цветом плохое? (черным)
Такие картины, в которых художники изображают разное настроение моря, называются (морской пейзаж).
• Как может выглядеть знак-символ такой картины? (подходит к мольберту) Дети делают свои варианты знаков.
• Вспомните, какая линия всегда подскажет, с чего начать рисовать? Эта волшебная линия называется линией горизонта и соединяет небо и землю, а в наших картинах небо и воду.
Как вы думаете, как будет выглядеть линия горизонта, когда настроение у моря спокойное? Покажите руками (пластический этюд).
Воспитатель показывает изображение моря в спокойном состоянии (картина 2). Такое состояние моря называется штиль. Именно таким было настроение в сказке А. С. Пушкина в первый раз, когда старик пришел к морю.
• А каким оно было во второй раз? («Видит, море слегка разыгралось…»)
• Как теперь будет выглядеть линия горизонта? (дети показывают руками).
Посмотрите, как изменилась линия? (Воспитатель показывает изображение Е. Волков «Море» (картина 3)
• Что же произошло с морем, когда старик пришел просить, чтобы рыбка служила на посылках? ( Зачитываю: «Стало черным синее море, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют…»)
Такое состояние моря называется шторм. Это очень страшное, напряженное зрелище.
Как же теперь будет выглядеть линия горизонта? (картина 4)
Картина 5 (портрет А. С. Пушкина)
• Покажите руками линию горизонта. Море не просто рассердилось, оно в ярости.
• Что же произошло с цветом воды?
• Что изображено на картине? (кораблекрушение)
• Что пытаются сделать люди?
• Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно. Потом становится все выше, выше и выше, а потом ударяет вниз с сокрушительной силой. Такую волну моряки называют «девятый вал». Она может разрушить все на своем пути, вызывая у любого человека чувство страха (звучит музыка).
Но вот снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря.
(Звучит музыка во время рассказа для релаксации эмоций детей, звучит спокойная музыка).
• Подготовка к рисованию.
• Так как же будет выглядеть ваш эскиз? (После ответов детей ставлю на мольберт 3 эскиза с разной линией горизонта. Дети выбирают понравившийся).
• Что означает такой знак? («морской пейзаж»)
• Как называют его художники? («марина»)
А теперь мы с вами тоже можем нарисовать «марину».
III. Самостоятельная деятельность детей
Дети рисуют пейзаж по желанию. Во время рисования звучит музыка или шум воды.
IV. В конце занятия оформляется выставка «Морской пейзаж» для родителей.