Мария Крупникова
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Морской пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Полихудожественный подход, как средство развития эмоциональной отзывчивости детей
Цель: Приобщение детей к восприятию необычного в природе
Задачи:
-Прививать любовь к природе;
-Воспитание любви к русским пейзажам;
-Вслушивание в изобразительные средства в музыке;
-Воспитание нравственных качеств.
Что использовалось:
Музыка:
Гершвин - Рапсодия в блюзовых тонах
Клод Дебюсси - Остров радости
Клод Дебюсси - Паруса
Римский-Корсаков - Увертюра к опере Садко
Эдвард Григ - ф-ный концерт №1
Репродукции картин:
Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет „Морской пейзаж“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морской пейзаж. Рисование моря
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Темочки
-Айвазовский - Корабли на Феодосийском рейде
-Айвазовский - Корабль в бурю
-Айвазовский - Крейсер в море ночью
-Айвазовский - Морской вид
-Айвазовский - Ночь на море
Стихотворения:
- Яков Петрович Полонский - В дни, когда над сонным морем.
- А. Фет - Буря
- Ф. Тютчев - Как хорошо ты, о море ночное
- Николай Языков - Буря
Ход занятия:
М. Р. : Здрвствуйте, дети! Расскажите, мне пожалуйста, где у нас в природе есть вода? (дождь, реки, моря) Вот сегодня мы с вами поговорим про море. Один из самых известных художников, рисовавших на полотнах море был Иван Константинович Айвазовский. Именно с его произведениями мы с вами сегодня познакомимся. Приступим! Посмотрим сначала на тихое и спокойное море.
На экране картина “Морской вид”, музыка Гершвин - Рапсодия в блюзовых тонах
В дни, когда над сонным морем
Духота и тишина,
В отуманенном просторе
Еле движется волна.
Если ж вдруг дохнёт над бездной
Ветер, грозен и могуч,
Закипит волна грознее
Надвигающихся туч…
И помчится, точно в битву
Разъярённый шпорой конь,
Отражая в брызгах пены
Молний солнечный огонь…
И, рассыпавшись о скалы,
Изомнёт у берегов
Раскачавшиеся перья
Прошумевших тростников… (Яков Петрович Полонский)
Провести беседу о том, какие краски преобладают на картине, какое время суток отображено?Море спокойное или нет?
М. Р. Хорошо, ну а теперь давайте отправимся к берегу Феодосии, где на момент написания картины Черноморский флот готовился к военной операции на, призванной обеспечить России контроль над проливами. Флот и десант находились в полной боевой готовности.
На слайде картина “Корабли на Феодосийском рейде”, музыка Клода Дебюсси - Паруса
Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит -
То прянет, то отхлынет прочь.
Всё раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьёт чугун.
Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим,
Трезубцем пригрозя своим,
Готов воскликнуть: "Вот я вас!" (А. Фет)
М. Р. : Какое время суток изображено на картине? На картине изображено множество кораблей, которые готовятся к военной операции. Получается к какому виду войск они относятся? Это военно-морской флот. А мы с вами знаем песню про морского капитана, предлагаю её спеть.
Исполняется песня “Морской капитан”(в море я выйду однажды.)
М. Р. : Ну а сейчас мы с вами посмотрим на ночное море. Внимание.
На экране картина Айвазовский - Ночь на море, музыка Клода Дебюсси - Остров радости.
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою (Федор Тютчев)
М. Р. : Ну вот и наступила ночь. Луна появилась на черном небе, освещая свой путь тусклым светомна море. Какое здесь море, ребята? подходит ли стихотворение к этой картине? В ней, кажется, тоже описано спокойное море, которое блещет и переливается в сиянии луны. Но вот началась гроза. Море так и хочет скрыть в своей пучине беспомощный корабль. Скажите, удалось ли художнику живо изобразить это?
На экране картина “Корабль в бурю”, музыка Эдварда Грига - фортепианный концерт №1.
Громадные тучи нависли широко
Над морем и скрыли блистательный день.
И в синюю бездну спустилась глубоко
И в ней улеглася тяжёлая тень;
Но бездна морская уже негодует,
Ей хочется света, и ропщет она,
И скоро, могучая, встанет, грозна,
Пространно и громко она забушует.
Великую силу уже подымая,
Полки она строит из водных громад,
И вал-великан, головою качая,
Становится в ряд, и ряды говорят;
И вот, свои смуглые лица нахмуря
И белые гребни колебля, они
Идут. В чёрных тучах блеснули огни,
И гром загудел. Начинается буря. (Николай Языков)
М. Р. : Дети, удалось ли нам здесь воссоздать ту тревожную атмосферу моря во время бури? Музыка, стихотворение, картина - все они обрисовывали нам полностью эту тревожную картину.
Провести беседу о том, насколько разным бывает море, насколько разным бывает взгляд на море у разных деятелей искусств, как много разных способов в музыке передать разные природные явления.
М. Р. : Ну и напоследок давайте посмотрим на уже успокоившееся, тихое ночное море.
На экране картина “Крейсер в море ночью”, музыка Римского-Корсакова - Увертюра к опере Садко.
М. Р. : Ну вот, ребята, мы с вами сегодня побывали на море. Море бывает разное: спокойное, бушующее, игривое, но оно всегда таит в себе много опасностей. И очень разным море видели поэты, художники и композиторы, в этом мы с вами сегодня убедились.
До свидания, ребята, до новых встреч!