Ольга Федорова
Конспект занятия «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.
Задачи: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека;
учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;
Публикация «Конспект занятия „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.
создать условие для развития двигательной активности, оказывать положительное влияние на формирование у детей основ здорового образа жизни.
Оборудование: корригирующая дорожка, стаканы, кубики, горячая вода, картинки с изображением растений (садовые цветы и лекарственные, разрезные картинки.
Ход.
Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: зима
Воспитатель: А какая погода на улице?
Дети: холодная, ветреная, небо затянуто тучами, часто идет снег.
Воспитатель: В такую погоду люди часто болеем простудными заболеваниями. Расскажите, как вы себя чувствуете, что у вас болит?.
Дети: болит голова, насморк, высокая температура, горло болит. (Раздается стук в дверь, приносят письмо от Незнайки)
Воспитатель: (читает письмо от Незнайки)
Здравствуйте ребята! Помогите мне, пожалуйста. Я простудился и заболел и не знаю что делать.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайки?
Дети: поможем
Воспитатель:- А как же мы сможем ему помочь? Ребята, а как вас дома мама лечит?
Дети: таблетками, микстурами, мазями.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, понравятся Незнайке таблетки микстурами, и уколы.
Дети: Нет, не понравятся.
Воспитатель: Почему?
Дети: таблетки горькие, а когда делают уколы, то больно.
Воспитатель: Правильно, нам подарила природа много трав и кореньев, которыми можно лечить разные болезни. И называются эти растения лекарственные. Здесь недалеко есть Зеленая аптека. Там замечательный доктор Одуванчик, который нам поможет вылечить Незнайку. Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда в путь. Мы с вами должны пойти по дорожке здоровья, затем перешагнуть через камешки, и перейти речку через мостик.
Воспитатель: Ребята посмотрите вот, и пришли мы в «Лесную аптеку»
Одуванчик: Здравствуете ребята, я доктор – Одуванчик.
В моей лесной аптеке нет йода и касторки
Зато есть мёд пчелиный и мятная настойка.
Приходите все, кто болен,
Вам лекарства отпущу.
От любой болезни, хвори
Очень быстро излечу.
Воспитатель: Одуванчик помоги, Незнайка простыл и заболел, не знает, чем лечится.
Одуванчик: У меня в аптеке есть пакетики с сухими лекарственными растениями от простуды, но чтобы их получить, вы должны выполнить мои задания.
Воспитатель: Ну что, вы согласны? А если задания будут сложными?
Дети: согласны
Одуванчик: Ребята у меня перепутались все растения и лекарственные и не лекарственные. Вы должны их разобрать и назвать как они называются, то первое задание будет выполнено. (ответы детей.)
Одуванчик: Молодцы ребята. С первым заданием вы справились.
Одуванчик: Ребята в этом конверте письмо от Волшебника, ему срочно нужны растения для волшебства, вот что он пишет.
Уважаемый доктор одуванчик!
Мне нужна ваша помощь. Я забыл, как называются растения которые мне срочно нужны. Но я знаю про них загадки. Я очень надеюсь, что вы их отгадаете и пришлете мне эти растения.
Если вы мне поможете их разгадать, то выполните 2 задание.
Воспитатель:
Шёл я полем по тропинке,
Глянул - солнце на травинке.
Ах! Совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашки)
Ребенок: Ромашка растет на лугу, полянке, у речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и похожи на укроп. Цветочки маленькие и их много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.
Одуванчик: Ромашка – лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Доктор одуванчик, послушай стихотворение о ромашке.
Ребенок:
Если случится тебе простудится,
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Воспитатель: Следующая загадка.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
(Календула.)
Одуванчик: Покажите и расскажите об этом ярком и нужном растении.
Ребенок: Календула растет на клумбе. У нее есть корень, сочный стебель, продолговатые листья и яркий оранжевый цветок.
Одуванчик: Верно, а кто из вас помнит, как в народе называют это растение? (Ноготки).
Воспитатель: Потому что семена, которые собирают, похожи на скрученные, изогнутые ноготки. Календулу применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке. А кто расскажет стихотворение о календуле?
Ребенок:
Шапок золотистый цвет,
Лучше лекаря и нет :
Ты знай, при воспалении
Настой из них - спасение.
Заготовлен впрок-то!
Он - народный доктор.
Пей, раз мамочка дала!
Вылечит календула.
Воспитатель: Послушайте последнюю загадку
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик).
Воспитатель: Дети, кто покажет и расскажет о одуванчике.
Дети: Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель, резные листья и желтый цветок. (Сопровождается показом на экране.)
Воспитатель: Ребята послушайте я расскажу, чем полезен одуванчик.
В листьях много витаминов и клетчатки. Улучшается аппетит, поэтому, из молодых листьев и стеблей одуванчика делают вкусный салат. Листья немного горчат, но именно горечь очень полезна. Если хотите избавиться от нее, подержите листья в подсоленной воде в течение нескольких минут. А из цветков этого растения, оказывается можно приготовить варенье. Поджаренные корни одуванчика могут с успехом заменить кофе. Используют одуванчик и в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней и обладают, например, противовоспалительное, слабительное, желчегонное, мочегонное, жаропонижающее, отхаркивающее, противосклеротическое, противоглистное, успокоительное, противоопухолевое действие.
Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками. Ребенок:
Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик Он везде произрастает, его даже дети знают. Аппетит он улучшает, и при кашле помогает. Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека.
Одуванчик: Молодцы ребята. Все загадки отгадали и помогли мне, а я теперь могу помочь Волшебнику. Так волшебник просил ромашку, календулу и одуванчик. Так что у меня тут есть, ой ой я все перепутал мне опять нужна ваша помощь. Ребята надо собрать картинки с лекарственных растений
Игра: «Собери лекарственное растение из частей».
Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Нужно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его).
Одуванчик: Ребята, а вы знаете, как в природе собирают лекарственные растения?
Дети: Знаем, не знаем
Одуванчик: При заготовке лекарственных растений в первую очередь необходимо ознакомиться с правилами сбора лекарственных растений :
• нельзя собирать травы возле дорог, т. к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
• Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
•, охраняемых растений, внесенных в Красную книгу республики.
• Нельзя рвать стебли руками, надо срезать ножницами или секатором.
• Нельзя вырывать растения с корнями, это приведет к их гибели
• Запрещается сбор редких и исчезающих
Запомнили! А ну повторите, молодцы…
Одуванчик: Вот теперь все в порядке, осталось приготовить отвар для Волшебника и для вашего друга Незнайки. Ребята вы умеете готовить отвар?
Дети: Нет, не умеем.
Одуванчик: Тогда я вас приглашаю в свою лабораторию. В лаборатории готовят настои и примочки из лекарственных трав. -Проходите в лабораторию, сейчас вы должны внимательно наблюдать и помогать мне.
-Мы будем готовить настой из ромашки и календулы.
-Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать горло, промыть носик.
-И так, что мы будем готовить? (Настой из лекарственных трав.)
-Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него 1 столовую ложку лекарственного растения.
(Дети выполняют.)
-А теперь я залью травы кипятком. Настой называется «настоем», потому что он должен настояться.
-Скажите, вода, которой я заливала травы, какого была цвета?
(Прозрачной, бесцветной.)
-Теперь накроем настой крышкой и посмотрим, как изменяется цвет воды. (Вода меняет цвет.)
-Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получился настой, которым можно лечиться. А еще я вам приготовил настой из шиповника, Шиповник-одно из чудес нашей природы. Это огромная кладезь витамина С. Этот витамин нужен для профилактики простудных заболеваний для вас, а для больных людей, чтобы быстрей выздороветь. За вашу помощь я дам мешочек со смесью лекарственных трав для Незнайки.
Воспитатель: Спасибо доктор Одуванчик, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания. Ребята а теперь нужно отправлять в детский сад, перейдем тем же путем помните нам нужно пройти через речку по мосту, затем через камешки.
Вот и пришли мы в детский сад. Ребята, а кто помнит зачем мы ходили в «Лесную аптеку»? Что мы должны были узнать и зачем?
Ответы детей: Мы ходили, в аптеку за лекарственными растениями, чтобы помочь Незнайке вылечится. Мы узнали, какие растения ему помогут и научились заваривать травы.
Воспитатель: Тогда я думаю что мы с вами готовы написать ответ Незнайке, и отправить мешочек с лекарственными травами. Я буду писать, а вы мне помогайте. Как собирают травы (ответы детей). Кто помнит, как заваривать лекарственные травы (ответы детей). Письмо мы написали, теперь его вместе с мешочком можно отправить Незнайке, а в этом нам поможет тетя Таня-почтальон, мы ей отдадим письмо, когда она придет.