Надежда Павловна Пустоветова
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по экологическому развитию «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №5 "Сказка"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по
экологическому развитию
Воспитатель Пустоветова Н. П.
2019 год
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по экологическому развитию „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Цель: дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения;
Задачи: развивающие - развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; развивать экологическое мышление и творческое воображение;
воспитательные - воспитывать любовь и бережное отношение к лекарственным растениям;
образовательные - закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека и формировать навыки поведения в природе;
Материал: презентация "Лекарственные растения", отвар шиповника, игрушки: медведь, лиса, волк.
Ход занятия.
Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушеная в запас от простуды лечит нас. (Малина)
Какое это растение?
Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас всюду окружают растения : каждая поляна или уголок леса - целая зеленая аптека.
Добро пожаловать в зеленую аптеку! (Показ презентации). Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо. Послушайте загадку:
Каждый лист мой любит тропки у обочин и дорог
Он однажды людям добрым раны вылечить помог
(Подорожник)
Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется "зелёным бинтом". Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
Следующее растение можно встретить на лугах, и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Послушайте следующую загадку:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает? Листья и стебли растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.
Ребята, а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? (Показ мать-и-мачехи, ромашки, календулы). Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в нашей области. А как их используют при болезни, что из них делают я сейчас вам расскажу. (Продолжаем показ презентации).
Как вы думаете, есть ли правила для сбора лекарственных трав? Запомните, что цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают растения в сухую погоду, сушат под навесом, в тени. А еще при сборе лекарственных трав нужно помнить, что нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог; нельзя собирать лекарственные растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днём, когда сухо и ясно; нельзя пробовать растения на вкус; нельзя рвать много растений. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
А теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.
В лесу заболели звери, а доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить? Конечно же, лекарственными растениями. У маленького Миши болит горло. Чем его можно полечить? (Дети советуют). Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.
А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Дети советуют). Ей поможет отвар мать-и-мачехи.
Вы обратили внимание, какой бледный волк? У него нет сил, что же делать? (Дети советуют). Ему поможет отвар шиповника или зверобоя. А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем попить отвар шиповника. Угощайтесь, ребята и будьте здоровы!
-