Ирина Григорьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
в подготовительной группе на тему «Растения вокруг нас.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Растения вокруг нас, Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Цель: формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о растениях населяющих нашу планету.
Систематизировать знания за счёт установления связей между особенностями природных зонах и животных их населяющих.
Подведение детей к обобщению о многообразии видов растительного мира и их различиях населяющие природные зоны нашей Земли.
Воспитательные:
Воспитывать экологическое сознание, культуру общения и бережное отношение к земле – своему дому, к животным и растениям, её населяющим.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание энциклопедии, картин, иллюстраций, просмотр документальных фильмов, мультфильмов; беседы, наблюдения, экскурсии.
Использованный материал: глобус, географическая карта, аудиозапись со звуками леса, магнитная доска, магниты, карточки с изображением разных животных, гербарий.
Ход НОД:
-Ребята, а вы любите сказки?
-Хотите послушать интересную?
-Эта сказка не только интересная, но и полезная.
Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его не заживают. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на солнышке погреться. И переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.
«Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет.» подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны.
Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.
- Вы узнали, что это была за трава? /подорожник/
«Старичок- Лесовичок»
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Старичок-Лесовичок.
Сидел я здесь недалеко под деревом, отдыхал. Я везде бываю, тоже много травок знаю. Эти травки не простые, они обладают волшебной силой. Они вылечат вас от кашля, простуды, помогут вылечить ранки и нарывы. А если пить настои из этих трав, то не будет болеть голова и сон ваш станет крепкий.
- Хотите узнать, что это за травки?
Первая остановка «Волшебная библиотека»
-Ребята, Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных.
Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, люди стали их называть - лекарственными растениями. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники».
-По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.
-Давайте полистаем страницы этих книг.
Вывод:
-Как вы думаете, должны ли быть эти книги в домашней библиотеке?
-Может у кого -нибудь дома есть такие книги? Если нет, то обязательно приобретите.
Следующая остановка «Островок чистого воздуха»
-Рассмотреть растение, потрогать листочки, понюхать.
- Это туя. У туи есть родственник - называется можжевельник.
-Туя или можжевельник славится своими лечебными свойствами издавна. В нем много эфирных масел со смолистым, терпким, дымчатым ароматом. Если маслом из этого растения натереть то место, которое болит, то оно согреет это место, боль пройдет и у вас поднимется настроение. Если мы помажем этим маслом неожиданно появившийся на руке или ноге прыщик, то он исчезнет. Грибники всегда берут это масло с собой в лес. Оно поможет при укусе змеи.
Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Он выделяет в воздух особые вещества, которые уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы.
Вывод:
-Ребята, а как вы думаете почему мы встретили тую в зоне «Дорожного движения»?
(На дорогах всегда пыльно, машины загрязняют воздух.
Надо сажать тую возле дома, дорог, в парках.)
Дыхательная гимнастика.
«Аромат цветов»
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося : «А- а- ах!»
Следующая остановка «Скорая помощь»
-А вот и подорожник. Расскажи подорожник о себе.
«Подорожник»
Тонкий стебель у дорожки
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Вам я — как хороший друг,
Лечу ранки ног и рук.
Подорожник у дороги
Дружно топчут Ваши ноги.
Вот козлёнок пробежал.
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом.
Ну а мне все нипочем.
-И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что. Интересно, почему?
-Давайте рассмотрим, потрогаем растение. (ответы детей).
- Жёсткие листья у подорожника.
- Упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным.
-Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками.
-Из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку.
- Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли.
-Трава - подорожник растёт много лет.
-Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом.
-Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок.
-Когда цветы опадают, на их месте созревают семена.
-Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги?
(рассуждения детей).
-Семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог.
Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.
При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
- Посмотрите ребята, кто это? (Зайчик)
-А почему Зайчик ты хромаешь?
«Зайчик»
В лес бежал по лугу я
Споткнулся, вот беда.
Лапку сильно повредил,
Помогите, нет уж сил.
-Ребята поможем зайчику?
-Подорожник покажи ребятам, как надо лечить зайца.
(Листик надо сполоснуть и приложить к больному месту, можно забинтовать или заклеить пластырем.)
Вывод:
-Правильно подорожник в народе называют «скорая помощь» или «аптека у дороги»
- Интересно почему? (в подорожнике есть сок, который быстро заживляет, затягивает раны)
Разделитесь на 2 команды, кто с кем хочет.
1 команда- «Одуванчик», 2 команда –«Ромашка»
Подойдите к столикам.
Назовите части растений /корень, листья, стебель, семена, цветок. /
-На столе все, что нам надо для поделки.
Самостоятельная деятельность. Поделка «Цветы для зайчика»
-До свидания зайчик, беги к своей маме.
Давайте на следующую остановку «Огород»
«Чеснок»
Этот овощ как головка,
В ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем,
Всех микробов убиваем. (Чеснок)
Рассмотреть головку чеснока.
-Послушайте это интересно!
-Чеснок- одно из самых древних и наиболее широко распространенных культурных растений. Он употребляется в пищу в качестве природного лекарства. Издавна считалось, что люди, которые постоянно едят чеснок, самые смелые, храбрые, крепкие здоровьем. Во время военных действий выжимали сок из чеснока и прикладывали его к ранам.
-А вы знаете, что если у вас болит зуб вы можете съесть кусочек чеснока и боль пройдет, а если у вас насморк то достаточно его понюхать несколько раз. А кто постоянно ест по дольке чеснока на обед тому не страшны ни простуда, ни грипп. А самое интересное, что если есть чеснок, то у вас будет хорошая память. Вы ведь пойдете в школу, а там вам много надо будет читать, запоминать.
Чеснок имеет лечебную силу тогда, когда его только собрали, а при хранении постепенно теряет ее. Для длительного хранения этой силы рекомендуется хранить чеснок в прохладном месте. Чеснок, в период сбора урожая, сушат, из него заготавливают консервированный сок, готовят настойки.
Вывод:
- У кого на огороде растет чеснок?
-Как вы думаете для чего его сажают ваши мамы и бабушки?
-Посмотрите сколько друзей-овощей на грядке у чеснока. Они тоже полезны для нашего организма.
-Давайте вспомним, чем полезна «Морковь»
(-В моркови много витамина «А» который полезен для нашего зрения.
- В капусте много витамина «С», который помогает бороться с гриппом и простудой. Сок капусты помогает при ожогах и нарывах.)
- А вызнаете что если кушать перец, там много витамина «А», «В», то у нас будут быстро расти волосы, они станут шелковистыми.
-А если мы будем есть салат из редиски, то у нас всегда будет хороший аппетит.
Игра с овощами «Что изменилось?» (обручи) 2 команды
-А вот и чистотел.
-Чистотел- многолетнее растение. Растение ядовито. Еще Древние Греки заметили, что чистотел расцветает с прилетом ласточек и вянет с их отлетом. Чистотел применяется в народной медицине. Если вдруг появится на коже бородавка или прыщик нам поможет «Чистотел».
— Чистотел помогает и животным, у которых с его помощью лечат раны. А если поджечь чистотел, то его дым отпугнет вредных насекомых, которые портят растения, урожай садов и огородов.
- В качестве лекарственного средства используют траву (стебли, листья, цветки).При сборке ядовитого растения необходимо помнить о мерах безопасности. Так, срезая траву чистотела, руки увлажняются соком растения, поэтому следует следить за тем, чтобы сок не попал в глаза.
Вывод:
-Что вы посоветуете бабушке, когда она расстроится, что у нее на огороде много вредных жучков, которые портят урожай?
-Будите ли вы срывать это растение?
Остановка «Лесная аптека».
Ребята, если летом ваши мамы и бабушки не смогли заготовить лекарственные растения, то их можно приобрести в аптеках. В аптеках можно купить разные травы, микстуры, масла, чаи из трав.
Люди, которые заготавливают травы всегда знают и помнят, как правильно это делать. И мы с вами уже знакомились с этими правилами. А теперь я хочу узнать помните ли вы их?
-Карточки /правила сбора лекарственных растений. /
-Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог, возле железнодорожных путей.
-Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет трава.
-Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
-После сбора растений надо тщательно вымыть руки.
- Нельзя при сборе топтать соседние растения, и рвать их с корнем.
-Какие еще правила сбора лекарственных растений вы помните?
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животными.
3. Собирать растения надо каждый вид отдельно.
4. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
5. Нельзя рвать много лекарственных растений.
6. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.
7. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
8. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
-Все ребята молодцы, потрудились от души!
- Сегодня вы узнали много нового и интересного.
- Ребята, здесь есть полянка с цветами.
-1. Кому не понравилось- возьмите синий цветочек.
-2. Кому понравилось и он узнал много нового и интересного – возьмите желтый цветочек.
-3. Кому очень, очень понравилось и он еще раз попутешествовал бы с Лесовичком- возьмите красный цветочек.