Светлана Санникова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе "Лекарственные растения"
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Цели. Познакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, применения и охраны растений. Научить различать самые обычные цветущие травы: подорожник, крапива, одуванчик, ромашка и др. ; учить ценить и беречь красоту родной природы; развивать речь, логическое мышление, память. Закрепить знания правил поведения в природе, воспитывать у детей наблюдательность, умение делать выводы.
Оборудование: конверт с письмом от бабушки – Здравушки, сушенные травы (липа, ромашка, кора дуба, шиповник, подорожник, маленькие стаканчики.
Ход :
Педагог: Ребята, почтальон принес нам письмо. Читаю: «Здравствуйте, ребята! Я бабушка – Здравушка приглашаю вас к себе в гости. Хочу поделиться своими знаниями. Открою свой секрет, как быть здоровым, сильным и умным. Жду вас у себя в Подмосковном лесу в деревне Здоровейка на берегу реки Дубна».
Педагог: Ребята, я знаю, что деревня Здоровейка находиться рядом с нашим городом.
- Как называется наш город?
-Какие реки протекают через наш город?
Педагог: Наш город очень красивый. Жители города следят за чистотой. А как?
Дети: убирают мусор, сажают цветы, деревья.
Педагог: в тоже жители нашего города, а вы как заботитесь о нашем городе?
Дети: мусор выбрасываем в специально отведенные места, мы убирали мусор в лесу, кормим птиц зимой.
Педагог: Но прежде чем отправиться в гости, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. Давайте вспомним признаки хорошей погоды по народным приметам – какие бывают летом, а какие зимой?
Интерактивная игра «Народные приметы»
Нужно собрать все зимние приметы под картинкой «Зима», а под картинкой «Лето» все летние приметы.
Летние приметы: Ласточки и стрижи летают высоко;
На траве, кустарниках, деревьях обильная паутина:
Божья коровка, взятая в руку, быстро слетает;
Все одуванчики раскрыты, а днем перед дождем они закрываются.
Зимние приметы: Сильно блестят звезды – к морозу
Дым столбом – к морозу.
Зайцы держатся около жилья – к морозам.
Кошка клубком лежит – на мороз, когтями пол скребет – к вьюге.
Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
Педагог: давайте спросим у родителей как ориентироваться в лесу, чтобы не заблудиться?
Родители: Мхи и лишайники покрывают деревья и камни с северной стороны.
Смола больше выступает на стволах хвойных деревьев с южной стороны.
Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.
Если в полдень встать лицом по направлению полуденной тени, то впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева - запад.
По компасу - положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель, то есть освободить стрелку. Когда стрелка успокоится, надо осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы "С", а красный - против буквы "Ю".
Педагог: Отлично! Можно отправляться в путь. Надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь. Существуют определенные правила поведения в лесу.
Правил таких много, о них написаны целые книги, но сегодня я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил поведения в природе.
Дети:
Не ломай ветки и деревья, не качайся на них.
Не оставляй после себя мусор и никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Не повреждай кору деревьев.
Не разжигайте костры, берегите лес от пожара.
Не шумите в лесу.
Педагог: Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу, и умножать ее богатства. И, конечно, надо учить этим правилам других.
Педагог: А вот и бабушка – Здравушка!
Бабушка-Здравушка: Здравствуйте, дети!
Я бабушка-Здравушка.
Живу, не старею
Никогда не болею
И вам доброго здоровья.
Приглашаю вас погостить у меня в подмосковном лесу в деревне Здоровейка.
Лес, как сказочное царство
Здесь кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Бабушка-Здравушка: в давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками» : изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
На Руси раньше говорили: «Ум, да здоровье дороже всего».
Вот и я приглашаю вас поговорить о лекарственных растениях. Много растений я собрала и засушила летом, чтобы можно было лечиться ими зимой.
Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила при их сборе.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения в сухую погоду.
3. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
4. Сушить растения нужно в тени.
5. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему вы так думаете? Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
А у меня в лесу воздух чистый и поэтому растения очень полезные.
Интерактивная игра «Травник с лекарственными растениями»
По мере того, как бабушка – Здравушка рассказывает про растения на экране появляются лекарственны растения.
Ребята, чтобы узнать о каких растениях мы будем говорить, отгадайте загадку:
Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки
Маленькие лопушки
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)
Бабушка-Здравушка: А где он растет? Вдоль дорог.
Бабушка-Здравушка: А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?
Дети: Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.
Родители: подорожник он - путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.
Бабушка-Здравушка: Народные названия подорожника: порезник, ранник, поранчик, зелёный бинт.
Следующая загадка:
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова. (Одуванчик.)
Бабушка-Здравушка: Правильно одуванчик. А что вы знаете об этом лекарственном растении?
Дети: В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов.
Бабушка-Здравушка: народные названия одуванчика - «молочники», «зубная трава», «пуховики».
Следующая загадка:
Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка
В середине золотая
Кто она такая?
Дети: ромашка
Бабушка-Здравушка: А чем же полезна ромашка?
Ребенок:
Если случится тебе простудиться
Появится кашель
Поднимется жар
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый
Душистый отвар.
Бабушка-Здравушка: Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее у потребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.
Родители: по народным поверьям считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков.
Следующая загадка:
Растет зеленою стеной.
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
Дети: крапива.
Бабушка-Здравушка: Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.
Бабушка-Здравушка: А теперь поговорим о плодах, которые растут на кусте. Послушайте загадку.
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для чая нарвем.
Дети: шиповник.
Бабушка-Здравушка: В плодах шиповника витамина С несравненно больше, чем в каких-либо других растениях.
Если слабость и сонливость,
Если бегать нету сил,
Пей шиповника отвар
В нем целебный витамин.
Бабушка-Здравушка:
Я знаю дерево одно,
Любимо пчё лками оно:
Нектар им щедро отдаёт,
Что превратили в сладкий мёд.
Дети: липа
Родители: Цветёт липа позднее остальных деревьев— цветки на ней распускаются только в середине лета.
Цветки липы обладают множеством полезных свойств и целебных качеств, благодаря которым ее часто применяют в народной медицине.
Отвар из липового цвета отлично помогает при простуде,при ангине,
используются для полоскания горла.
Липовый цвет также используют вместо чая, либо вместе с чайной заваркой. Чай из липы имеет приятный аромат, золотистый цвет и обладает многими целебными свойствами.
Бабушка-Здравушка:
Еще одна загадка про дерево.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок.
Практически все части дуба, включая листья, кору, ветки и желуди, используются для лечения. В давние времена люди собирали желуди, делали из них муку и пекли хлеб. А дубовый плод – молотые желуди - используют как заменитель кофе. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.
Бабушка-Здравушка: На каждую болезнь есть своё лекарственное растение. Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это природа.
Педагог: Ребята, давайте немного отдохнем.
Физминутка
Дети, стоят в парах, имитируя повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.
Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайки на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (обнять стоящего рядом ребёнка.)
Игра на интерактивной доске «Лесные помощники – лекарственные травы» Дети помогают подобрать лекарственные растения для лечения.
У малыша сильный жар – (пить чай с липой)
У мальчика рана на коленке – (приложить подорожник)
У девочки болит горло – (полоскать отваром ромашки)
У девочки нет сил – (отвар шиповника)
Болит зуб – (полоскать отваром ромашки, корой дуба)
Педагог: Путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали? Что вам понравилось?
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Белая рубашка»?
Бабушка-Здравушка: Ребята, а я хочу сказать вам, что природа все свои сокровища отдаёт человеку и за всё просит только одного: БЕРЕЧЬ ЕЁ.
А теперь я хочу угостить вас чаем из разных трав. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья! И чтобы гости не скучали, угостим мы их полезным чаем!