Елена Горячевская
Конспект занятия «Легкий хлеб» в рамках проекта «Как хлеб на стол пришёл» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Легкий хлеб»]
Цель: закрепить знания детей о процессе выращивании хлеба, о длительности и сложности этой работы.
Задачи:
1. Познакомить детей с белорусской сказкой «Легкий хлеб»
2. Повторить этапы выращивания хлеба.
3. Совершенствовать диалоговую культуру речи.
4. Побуждать к рассуждению на заданную тему.
5. Пробудить чувство уважения к труду хлеборобов.
Публикация «Конспект занятия „Легкий хлеб“ в рамках проекта „Как хлеб на стол пришёл“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Материалы: корзина, хлебобулочные изделия, рушник, CD-диск с песней «Я на горку шла», ноутбук и видеопроектор, презентация сказки «Легкий хлеб», книга «Сказки разных народов».
Ход занятия:
Игровой сюрпризный момент – под музыку с песней «Я на горку шла» воспитатель вносит в группу корзинку, накрытую рушником, в ней находятся хлебобулочные изделия. Дети сразу проявляют к этому интерес и спрашивают, что лежит в корзине.
Воспитатель: Для того чтобы узнать, что лежит в корзинке, необходимо отгадать загадку (загадывает загадку постепенно, выслушивая после каждой строчки загадки версии детей):
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
Воспитатель: Ну что же, давайте проверим, кто из вас был прав. Но прежде, чем мы откроем корзину, подумайте и скажите, как можно догадаться, что лежит в корзине, не открывая её? (выслушивает предложения детей)
Воспитатель: Хорошо. Попробуем догадаться по запаху.
(Корзина открывается. Все рассматривают хлебобулочные изделия, называют их и рассказывают где мы встречаемся с этими продуктами)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда хлеб в магазин попадает?
- Может, он на дереве вырос?
- Может на грядке? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Молодцы.
Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и в тесто.
В магазине занял место.
Воспитатель: Ребята, сколько же времени понадобится, чтобы из зернышка каравай получился и к нам на стол попал? (ответы детей)
Как вы думаете, можно ли назвать хлеб «легким»?
(рассуждения детей)
Воспитатель: давайте немного отдохнем и я расскажу вам сказку «Легкий хлеб».
ФИЗМИНУТКА
Мы замесим тесто, сжимают и разжимают кисти рук
Приготовим место. разводят руки в стороны
Тесто раскатаем, движения рук вперёд — назад
Кружочки вырезаем. рисуют в воздухе круги обеими руками
Для начинки сладенькой приседают
Соберём мы ягодки. собирают ягоды
Получился пирожок, хлопают в ладоши
Ты попробуй-ка, дружок! вытягивают руки вперёд ладонями кверху
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с белорусской народной сказкой «Легкий хлеб» (на экране презентация: картинки-иллюстрации к сказке).
Белорусская народная сказка
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать.
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить.
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять.
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть.
- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю.
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток.
- И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть.
- И все?
- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы. Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй - узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес. Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята?
Что же такое «лёгкий хлеб»?
Почему волк искал «легкого хлеба»?
Какой путь проходит зернышко до каравая?
Можно ли назвать хлеб «легким»?
(ответы-рассуждения детей)
Воспитатель: Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Спасибо вам за активность, внимательность. Обращаю ваше внимание, что книжка со сказкой «Легкий хлеб» с очень красивыми иллюстрациями (показывает книгу) имеется в нашем книжном уголке и с нетерпением ждет вас.