Анжела Тухватуллина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как хлеб к нам на стол пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию в старшей группе
«Как хлеб к нам на стол пришёл».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Как хлеб к нам на стол пришёл“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии; формировать представление о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей, комбайнеров и др., бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Развивающие :
- развивать связную речь детей;
- обогащать словарь за счет слов: пшеница, комбайн, трактор, элеватор хлеборобы и т. д;
- развивать умение рассуждать, делать выводы;
Образовательные:
- систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба;
- учить устанавливать причинно – следственные связи;
- закреплять название профессий людей, растящих хлеб.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хлебу ;
- воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб.
Методы:
1. Словесные — художественные средства,чтение стихов; беседы.
2. Наглядные — образец действия взрослого, картины с изображением
3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом); пальчиковая гимнастика; изготовление сушек и кренделей.
Интегрируемые образовательные области:
1. «Социально- коммуникативное развитие
2. «Художественно-эстетическое развитие»
3. «Речевое развитие»
4. «Физическое развитие»
Оборудование: каравай с солью, зерно, полотенце, иллюстрации по теме, доски для лепки, влажные салфетки, стеки, соленое тесто, муляжи хлебобулочных изделий, сушки, хлеб формовой и круглый
Ход занятия.
Воспитатель: Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье – наша сила
В нём чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
- Здравствуйте ребята. Сегодня я к вам пришла на занятие не с пустыми руками, а караваем. Караваем называется хлеб, украшенный, праздничный. По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом и солью. Сверху на каравай ставят небольшую солонку с солью. Пришедшие гости, обязательно должны отломить небольшой кусочек каравая, посолив, его съесть. Так они выражают благодарность и уважение хозяевам дома. Так что, каравай является ещё и символом гостеприимства.
Воспитатель: - Посмотрите, какой каравай (даю понюхать).
Дети: - Мягкий, пушистый, вкусный, пышный, красивый, свежий и ароматный, круглый.
Воспитатель: А на что он похож?
Дети: На солнце, на тарелочку, на блин и т. д.
Воспитатель: - А знаете, почему он ароматный? Потому что, много людей приложили свой труд, свою любовь, чтобы хлеб пришёл на наш стол. Он самый главный в каждом доме и на каждом столе.
Воспитатель:- А как же появился на столе хлеб? Откуда он пришёл?
Дети: - Из магазина, из поля и т. д.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами и узнаем, я вас приглашаю в путешествие. Мы вместе с хлебом пройдём весь долгий путь, который проходит хлеб, чтобы попасть на стол.
Воспитатель: - Ну что, ребята готовы, отправится в путешествие?
Дети: - Да.
Воспитатель:- Давайте мы с вами отправимся на автобусе. Поехали.
Воспитатель: - Посмотрите на картину, первая остановка. Что это?
Дети:- Это поле.
Воспитатель: _ Правильно, это поле. А оно какое? Что там растёт?
Дети: - Пустое
Воспитатель: - Чтобы туда что-нибудь посадить, сначала весной нужно вспахать землю, потом её заборонить, чтобы земля была мягкой, плодородной. Просто трактор не вспашет землю, нужен плуг. Плуг прицепляют к трактору и пашут. Повторили слово плуг.
Дети: - Плуг
Воспитатель: - На тракторе кто работает?
Дети: - Тракторист.
Воспитатель: - Затем сеют зерно. Вы видели зерно?
Дети: - Нет, да
Воспитатель: - Вот оно (показываю зерно детям). Весной начинает всходить пшеница. А ей помогают тепло лучей солнца и дожди. Всё лето зерно растет, образуя колоски, а там внутри зреет зерно.
Воспитатель: - А теперь мы тоже превратимся в зёрнышек. Все движения повторяем за мной.
Физкультминутка
Подрастает зёрнышко (Присели)
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет. (Руки вверх)
Ветерок его качает (Прогибаемся)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (наклоны туловища)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов (ходьба на месте)
Какой вырос каравай
Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков!
Воспитатель: - мы доехали до второй остановки. Это поле какое?
Дети: - Желтое.
Воспитатель:- Осенью начинают убирать урожай. Хлеборобы приступают к жатве. Дети повторили жатва. Комбайны выезжают на поля. А кто у нас работает на комбайне?
Дети: - Комбайнёры.
Воспитатель: - Правильно. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. А на машинах работает?
Дети:- Шофёры, водители.
Воспитатель: - Зерно везут на хранение, называется – элеватор. Ребята повторили элеватор. В элеваторе специальная техника- машина прочищает зерно от сорняков и мусора. Затем попадает в сушилку. Самые крупные зёрна оставляют на хранение, чтобы посеять на следующий год.
Воспитатель: - Дальше поехали, у нас остановка – мельница, где зёрна растирают – мелют. Получается мука.
Воспитатель: - Муку везут на хлебопекарни и хлебозаводы. Пекари добавляют в муку воду, сахар, соль, дрожжи, масло и с помощью тестомешалки замешивают тесто. Затем теста раскладывают в формы и отправляют в печи. Хлеб у нас тоже разной формы: формовой он из пшеничной муки, а круглый он из ржаной муки. В хлебопекарнях выпекают не только хлеб, но и разные хлебобулочные изделия. Какие вы знаете хлебобулочные изделия, назовите?
Дети: - Батон, булочки, сушки, баранки, крендель, пирожки, ватрушки,
Воспитатель: - Молодцы. Затем готовые хлебобулочные изделия развозят по магазинам на продажу, где мы и покупаем. Вот мы с вами прошли весь долгий путь вместе с хлебом. Чтобы, получить хлеб, нужно много потрудиться.
Воспитатель: - Но самый вкусный хлеб получается, когда хлеб пекут своими руками.
Давайте, мы тоже превратимся в маленьких пекарей и слепим хлебобулочные изделия - сушки. Но у пекаря очень опасная работа: вокруг острые ножи и горячие печи, поэтому нужно очень осторожно. Чтобы они получились, нужно нам пальчики размять. Приготовились, повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика
Муку в тесто замесили (месим движениями тесто)
А из теста мы слепили (показываем)
Пирожки и плюшки
Сдобные ватрушки
Булочки и калачи (сгибаем пальцы)
Испечём мы их в печи (Показываем ладошки)
Воспитатель: - Ребята проходим к столам, где накрыто. Но у пекаря очень опасная работа: вокруг острые ножи и горячие печи, поэтому нужно очень осторожно. Берём тесто и делим на две части с помощью стека. Со стеками работаем очень аккуратно, не поднимаем высоко. Одну часть отложили. А вторую раскатываем на доске. Получаем в виде колбаски, жгутика. Берём два конца и прищипываем. У нас получается сушка. Остальное тесто раскатываем и два конца соединяем и прищипываем. Это у нас получилась вторая сушка.
Воспитатель: - Все свои изделия положите на разнос. У кого испачкались руки, протирайте влажной салфеткой. А теперь ребята, проходим на ковер. Вот мы вернулись домой, я хочу с вами поиграть и проверить, внимательно ли вы меня слушали и что вы запомнили. Я буду вам задавать вопрос и бросать мяч. Вы отвечаете и мне возвращайте мяч.
- Назови хлеб ласково (хлебушек)
- Крошки хлеба, какие (хлебные)
- Прибор для замешивания теста (тестомешалка)
- Посуда для хлеба (хлебница)
- Кто выпекает хлеб (пекарь)
- Как называется уборка хлеба (жатва)
- Кто управляет комбайном (комбайнёр)
- Кто управляет трактором (Тракторист).
- Где хранят зерно? (элеватор).
Молодцы ребята. Вам понравилось занятие. Спасибо.