Олейник Елена Николаевна
Конспект занятия с использованием ИКТ «Лаборатория воды» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: познавательное развитие.
Раздел: формирование основ экологической культуры и элементарных естественно научных представлений с использованием ИКТ.
Интеграция образовательных областей:
«речевое развитие»,
«физическое развитие»,
«художественно-эстетическое развитие»;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
«социально-коммуникативное развитие».
Тема: Лаборатория воды.
Цель: применение игровых приёмов с информационно-коммуникативными технологиями (презентация) в образовательном процессе НОД в реализации ФГОС ДО. Знакомство детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаса, текучая, без формы, отражает предметы).
Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
Образовательная: пробуждать в детях исследовательский интерес, показать значение воды для всего живого.
Развивающая: учить выделять и называть качества предмета, делать выводы, выдвигать гипотезы, проверять их с помощью опытов.
Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к воде, вызывать желание заботиться о своем здоровье.
Методы:
словесные (поощрение, вопросы, уточнения, умозаключения, обобщения, наглядные (пособия и материалы детской экспериментальной лаборатории, раздаточный материал, ИКТ);
практические (дидактические упражнения, опытная деятельность);
игровые (игровые проблемные ситуации).
Оборудование и инвентарь: мультимедийное оборудование, письмо с диском.
Демонстрационный материал: стакан с водой, ложка, сахарный песок, две банки разного размера и диаметра, два стакана с подкрашенной водой, предметное стекло, пипетка, пробирка. Иллюстрации о роли воды в жизни живых организмов презентация «Вода, вода».
Раздаточный материал: стаканы с водой маленькой ложкой, пипетки, предметные стекла, блюдца с сахаром.
Предварительная работа: беседы с детьми о воде, как источнике жизни на земле, показ иллюстраций о значения воды для всего живого, беседы о роли воды для родного города.
Прогнозируемые результаты: иметь представления о свойствах воды; уметь проводить элементарную опытную деятельность с водой, делать выводы; знать качества проверяемого вещества неживой природы – водная среда.
Приё мы и ход НОД:
вводная часть;
Дети заходят в зал, воспитатель предлагает им обратить внимание на присутствующих в зале взрослых и поздороваться.
Игровое упражнение «Здравствуйте!».
Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!» Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг. А затем развернуться и всем присутствующим подарить свои улыбки и сказать здравствуйте! Тем самым пожелать здоровья.
Стук в дверь, в зал вносят письмо и отдают воспитателю со словами: «Сегодня почтальон принес письмо. Это письмо адресовано вашей группе».
Воспитатель берет письмо, на письме фотография доктора Плюшевой.
Дети, ну что интересно? Видимо письмо прислала нам доктор Плюшева, но что же в нем написано? (ответ детей) Откроем? (ответ детей).
Воспитатель открывает письмо, а там видеодиск.
Нам понадобится экран для просмотра, сейчас я загружу диск и посмотрим, что же там?
/слайды № 1,2/
Дети, я доктор Плюшева. Приглашаю вас в секретную исследовательскую лабораторию, там вы познакомитесь с опытами, которые проводят ученые. А вот что вы будете исследовать, догадайтесь.
А вы хотели бы быть такими же исследователями? Хорошо. Тогда читаем дальше и узнаем, что же нам предстоит исследовать.
/слайд № 3,4/
Если наши руки в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук,
Без него не сможет мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
Правильно, сегодня мы с вами будем исследовать воду. Сейчас наденьте белые халаты и садитесь за столы.
Основная часть:
Скажите, какая бывает вода? (холодная, горячая, чистая, грязная, мыльная и т. д.).
1 опыт. Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте.
Есть ли запах?
Запомните первое свойство. Чистая вода не имеет запаха. Вот на этой картинке отмечено это свойство /просмотр слайда № 5/.
2 опыт. А теперь попробуйте воду на вкус, попейте немного.
И что вы скажите о вкусе воды?
Да, чистая вода не имеет вкуса. Это второе свойство воды. Об этом вам напомнит вот эта картинка /просмотр слайда № 6/.
3 опыт. Опустите в стакан с водой ложку.
Видно ли вам ложку? А почему вы её видите? (коллективное обговаривание).
Ложку в стакане с водой видно, так как она прозрачная. Это третье свойство.
Посмотрите на эту картинку, в воде видны все камни. Вы убедились, что вода прозрачная?
/Показ слайда № 7/
Ученые тоже отдыхают от научной деятельности, и я вам предлагаю поиграть с водой в игру «Кораблики». Детям предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу». Можно устроить соревнование парами.
Отдохнули, готовы дальше изучать воду? Тогда, все по местам.
4 опыт. А сейчас положите в воду чайную ложку сахарного песка и размешайте.
Что произошло с сахаром?
Попробуйте воду. Какой она стала на вкус?
Сахарный песок растворился, вода стала сладкая
Вода является растворителем, это четвертое свойство /просмотр слайда № 8/.
5 опыт. А сейчас хотите посмотреть фокус?
Вот в этих стаканах налито по 100 гр. подкрашенной воды
В стаканах равное количество воды?
Я выливаю воду из первого стакана вот в эту банку, а воду из второго стакана в эту банку.
Уровень воды получился разный.
почему так получилось?
правильно. Банки разной формы.
возьмите пипетки, наберите воды и капните капельку воды на стекло.
Что случилось с капелькой?
Капелька растеклась так, как вода сама не может держать форму, она жидкая и растекается.
Но как же ей принять форму?
Правильно, её надо налить в сосуды разной формы. Из этого следует, что вода текучая и не имеет формы. Это её пятое свойство /просмотр слайда № 9/.
6 опыт. Посмотрите на эту картинку. Что в воде отражается?
Вот на этом стульчике у меня стоит тазик с водой. Ко мне подойдут сначала девочки и посмотрят в воду, а потом мальчики.
Что увидели?
А это значит, что мы узнали шестое свойство – вода отражает предметы /просмотр слайда № 10,11/.
Словесная игра малой подвижности. Дети выполняют движения под текст игры.
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины,
Не пугает их волна,
Рядом плещется она.
Проплывает в море кит
И дельфинам говорит:
«Вы, дельфины, не шумите,
Рыбку быструю ловите!»
А почему рыбы любят воду? А кто еще любит воду?
Где люди используют воду? Обговорить, а потом посмотреть следующий слайд.
Кому ещё нужна вода?
Какую воду человек использует в пищу?
Кто и что загрязняет воду в реках, озерах, морях?
Какой вред они приносят природе?
Как можно уберечь воду от загрязнения? *обговаривание
Заключительная часть:
Итак, что мы сегодня с вами узнали о воде, что мы напишем в отчете доктору Плюшевой. Давайте вспомним (ответы детей записываются на камеру для отчета доктору Плюшевой). Ваш отчет я запишу на диск и отправлю доктору Плюшевой.
А теперь прослушайте стихотворение о воде:
Я – капелька воды!
Родилась в ручейке,
Потом бежала по реке,
Пришла в ваш дом.
Все рады мне в нём!
Берегите вы меня всегда!
Буду я тогда чиста, вкусна!
Дети, не забывайте, что к воде нужно относиться экономно и бережно!
Наша исследовательская работа в лаборатории закончилась, и нам пора возвращаться в детский сад, а еще попрощаться с нашими гостями.
Дети берутся за руки, сжимают ладони друг друга, прощаются, желают всего доброго.