Светлана Семенищева Юрьевна
Конспект занятия по развитию речи «Сказочная поляна» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
План - конспект по развитию речи
На тему: «Сказочная поляна»
«Карапузики»
Воспитатель: Семенищева С. Ю.
Москва, 2022 г.
Целеполагание
Для воспитателя
Для детей
- обучение подробно отвечать на поставленные вопросы;
- обучение рассказывать сказки по сюжетным картинкам;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сказочная поляна“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- уточнение и активизация словаря;
- развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи;
- обучение работать над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично;
- развитие логического мышления, памяти, воображение;
- развитие глазомера, мелкой моторики;
- правильно использовать имеющиеся знания и представления о сказках;
- проявлять интерес к обучению;
- развивать умение слушать, сравнивать, делать вывод;
- уметь рассказывать по сюжетным картинкам;
- уметь подбирать прилагательные, глагольные формы для определения той или иной формы;
Методы организации и игровой деятельности.
- обязательный учет характера учебного материала, понимание необходимости создать на занятии эмоциональный настрой;
-выбор игрового метода обучения, как наиболее приемлемого на занятиях по развитию речи;
- оценка уровня интереса детей выполняемой деятельности;
- учет средств обучения (демонстрационный материал)
Основные принципы проведения учебного занятия
- воспитывающий и развивающий характер обучения;
- наглядность;
- принцип доступности;
- последовательность и систематичность;
-осознанность и активность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип тематичности;
Приемы обучения
- иллюстрации;
- загадывание загадок;
- дидактические игры;
- использование личного опыта детей;
- графическое изображение предложения;
оборудование
- картинки по сказкам;
- мяч, тетради, карандаши простые;
- раскраски (герои сказок)
Этапы организации
- организационный момент, объявление темы;
- игра «Ты мне- я тебе»
- игра «Узнай сказку по загадке»
- игра «Узнай сказку по картинке»
- рассказ сказки по картинкам;
- физкультминутка;
- работа в тетради, графическое изображение предложения;
- пальчиковая гимнастика;
- раскрашивание героев сказки;
-подведение итогов.
Триединые дидактические цели
1. Образовательные:
Учебные умения:
Учить детей:
- обучение составлению сказки по сюжетным картинкам;
- учить использовать имеющиеся знания и представления;
- уточнение, активизация словаря по темам: «Сказки»
- расширять словарный запас детей определениями;
- развивать познавательные и умственные способности;
- развивать произвольное внимание, памяти;
- формировать устную речь;
-грамота- работа над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично;
2. Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу обучения;
-воспитывать любовь и интерес к сказкам;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать усидчивость;
- формировать у детей нравственные качества личности.
3. Развивающие :
Развитие мышления.
-развивать наглядно- образное мышление;
- развивать внимание, активность, наблюдательность, интерес;
- развивать умение анализировать;
Развитие восприятия.
- развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия;
- развитие фонетического восприятия, слухового и зрительного внимания;
Развитие речи.
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать содержательность, понятность, выразительность речи;
- развивать ясную четкую речь;
- развивать связную речь;
Развитие воображения.
- развивать творческое воображение;
Развитие воли и самостоятельности.
- развивать настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
- развивать умение контролировать свои эмоции;
Развитие познавательных умений.
- формировать умение выделять главное.
Дидактическое обоснование занятия
Алгоритм проведения занятия 1. Организационный момент, объявление темы. Чтение стихотворения.
2. Игра «Ты мне- я тебе»
3. Игра «Узнай сказку по загадке»
4. Игра «Узнай сказку по картинке»
5. Рассказ сказки по иллюстрациям
6. Физкультминутка
7. Составление предложений, графическое изображение.
8. Пальчиковая гимнастика
9. Самостоятельная работа (раскрась героев сказки)
10. Подведение итогов.
Дидактическое оснащение - сюжетные картинки: фрагменты сказок;
- тетради, простые карандаши;
- раскраски;
Межпредметные связи - ознакомление с устным народным творчеством;
- грамота;
- связь с методикой развития речи.
Технология организации и проведения занятия - сообщение детям основных видов деятельности на предстоящем занятии;
- создание мотивации к работе на занятии;
- введение в тему;
- работа на демонстрационном материале (иллюстрации)
- активизация детей;
- работа в тетради;
- оценка работы детей.
Обоснование методов и форм - прямое;
- косвенное;
- комплексное;
- диалогическая речь;
- беседа, вопросы, иллюстрации, создание ситуации.
Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей примечание
1. Организационный момент
Игра «Ты мне-я тебе»
2. Основная часть.
Игра «Узнай сказку по загадке»
Игра «Узнай сказку по картинке»
Рассказ сказки по иллюстрациям.
Физкультминутка.
4. Составление предложений и их графическое изображение.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Самостоятельная работа (раскрашивание героя сказки)
7. Подведение итогов. Создание мотивации к работе на занятии чтение стихотворения Ф. Кривина
«О чем-то скрипит половица»
О чем-то скрипит половица, и спице опять не спится, присев на кровати, подушки уже навострили ушки. И сразу меняются лица, меняются звуки и краски….Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка….
Воспитатель в роли ведущего стоит в середине круга, бросает мяч детям называя животное.
Воспитатель хвалит детей и просит сесть за столы.
- сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными. Какими?
-ребята как вы думаете, почему сказки называют народными?
- сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки
относятся к устному народному творчеству.
- почему сказки называют авторскими?
Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает что?
- ребята, вы много сказок знаете?
- сейчас проверим, я буду загадывать вам загадки, а вы будете называть сказки.
- появилась девочка в чашечке цветка, и была та девочка чуть больше ноготка.
- возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
- лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
- я от дедушки ушел. Я от бабушки ушёл, скоро к вам приду.
-Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации.
- ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
- кто герой этой сказки?
- ребята, чему учит нас эта сказка?
- посмотрите, и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
- кто, герои этой сказки?
- скажите, чему нас учит эта сказка?
- молодцы!
-посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
- а какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?
- давайте мы сейчас с вами вспомним эту сказку и по иллюстрациям её расскажем.
- молодцы, отлично справились!
- хорошо поработали, настало время передохнуть.
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
- ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку.)
- из скольких слов состоит это предложение?
Воспитатель напоминает детям, как правильно держать карандаш, как правильно сесть правильно делать запись в тетради (слева направо, сверху отступая от края одну клеточку)
По окончании работы воспитатель хвалит детей и предлагает провести пальчиковую гимнастику.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
цок – цок – цок, цок – цок – цок,
Скачет резвый табунок.
- ребята, возьмите листочки с изображением сказки. У вас у всех разные сказки. Вам надо раскрасить их аккуратно не оставляя белых пятен. Работать будем цветными карандашами, когда работа будет закончена, мы с вами сделаем альбом сказочных героев.
-карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки, а кто левша левой.
-готовы? Тогда начинаем работать.
- молодцы! Спасибо за занятие от меня и от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки.
-Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
- У вас, я думаю, есть своя самая любимая сказка? Дети заходят в группу, встают полукругом перед мольбертом, на котором расположены сказки.
Дети встают в круг, ловят мяч отвечая в какой сказке встречается это животное.
Дети садятся за столы.
Дети слушают, отвечают: «Народными и авторскими»
- потому что их придумал народ
- потому что, их сочинил и написал один человек- автор.
- добро, а зло всегда наказывается.
-да.
- дюймовочка.
- три медведя
- Айболит
- колобок
- эта сказка «Гуси- Лебеди»
- герои этой сказки гуси, девочка, младший брат.
- сказка «Гуси - Лебеди» учит нас, что нельзя оставлять без присмотра младшего брата, слушаться родителей, помогать тем, кто в этом нуждается, чтоб потом помогли тебе, и надо быть добрым, отзывчивым.
- эта иллюстрация из сказки «Маша и медведь»
- герои этой сказки Маша и медведь.
-эта сказка нас учит, что нельзя ходить в лес без взрослых, отходить далеко от подружек.
- эта иллюстрация из сказки «Курочка ряба»
- в сказке «Курочка ряба» курочка хорошая.
- жили - были….
- дети выходят из –за столов и выполняют физкультминутку
- это предложение состоит из 3-х слов. Один ребенок выходит к доске, другие схему записывают в тетради.
Дети придумывают разные предложения и более удачные записывают схематично в тетради.
Дети повторяют за воспитателем слова и движения.
Дети берут раскраску, цветные карандаши и раскрашивают героев сказки.
Дети по очереди отвечают, что им понравилось на занятии и какие у них самые любимые сказки.
Мольберт стоит около окна, на нем расположены сказки авторские и народные.
На доске прикреплены иллюстрации к сказкам «Гуси- Лебеди», «Курочка ряба», «Лисичка- сестричка и серый волк»
Показ иллюстрации из сказки «Маша и медведь»
Показ иллюстрации из сказки «Курочка ряба»
Воспитатель поочерёдно вывешивает иллюстрации из сказки «Курочка ряба», а дети по очереди рассказывают эту сказку.
На столах лежать тетради и простые карандаши, по желанию дети выходят к доске, записывая схему предложения
Показ картинок с изображением сказочных героев : кошка, гусь, лиса, медведь.
Воспитатель читает стихотворение и сопровождает показом рук, дети повторяют.
- раскраски и цветные карандаши приготовлены на столах у детей.
Список использованной литературы
1. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5
2. Сухин И. Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М. : «Новая школа», 1998.
3. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М. : «Планета детства», 2003.