Светлана Николаевна Кушманбетова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление развития: «Познавательное», «Речевое», «Социально-коммуникативное»
Цель: учить детей в игровой форме усваивать элементарные математические представления, закреплять знания полученные на занятиях.
Задачи:
Образовательные:
• Отрабатывать прямой счет до 5;
• Уточнить знания детей о геометрических фигурах;
• Учить уравнивать группы предметов по количеству,соотносить количество предметов с цифрой;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
• Упражнять детей в счёте с помощью зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
• Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
• Развивать интерес к окружающему миру;
• Развивать познавательный интерес к математике, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
• Развивать двигательную активность детей;
• Развивать логическое мышление, воображение, внимания, связную речь;
• Развивать познавательный интерес к сохранению и укреплению своего здоровья.
Воспитательные:
• Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в команде.
Приемы и методы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, появление сказочного героя, игра, решение определенных проблем, речевая ситуация).
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : сюрпризный момент, ответы на вопросы.
3. Приемы поддержания интереса у детей: игровые моменты, выполнение заданий.
4. Методы стимулирования поведения (поощрение, похвала, одобрение);
5. Приемы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза и т. д.).
6. Методы формирования сознания (фронтальная беседа, построение диалога с воспитанниками);
Словарная работа: цифры, геометрические фигуры, соотнесение количества предметов и цифр.
Создание среды для организации и проведения занятия : сказочные герои: Колобок,заяц, волк,медведь,лиса; конверт с письмом, пластмассовые стаканчики, трубочки, лазерная указка, мольберт(2, геометрические фигуры, картинки с изображением цифр от 1 до 5, картинки с изображением пчел, ульев (карточки, счетный материал: морковки, зайчики, бубен, маракас, деревья- муляжи(5).
Технические средства : телевизор
Планируемые результаты:
• Познавательные: Умение решать проблемные ситуации, ориентироваться в пространстве, считать по порядку, называть цифры, геометрические фигуры, выкладывать предметы из фигур.
• Речевые: Владение активной речью, включенной в общение.
• Личностные: Ощущение незабываемых положительных эмоций, демонстрация согласованности действий, знание количественного и порядкового счёта, проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Критерии оценки деятельности детей в занятии :
1. Активно участвуют в коммуникативной деятельности.
2. Проявляют самостоятельность.
3. Эмоциональность.
4. Сопереживание.
5. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
6. Выполняют инструкцию взрослого при выполнении задания.
7. Самооценка.
Предварительная работа:
1. Знакомство детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, овал).
2. Знакомство с цифрами 1-5.
3. Чтение русской народной сказки «Колобок»
4. Игра «Сосчитвй звуки», игра «Танграмы».
Интеграция образовательных областей
Направления развития Вид деятельности Решаемые задачи
Познавательное Помощь Колобку (Сказка «Колобок»)
Дидактические игры:
«Найди свое место», «Обозначь цифрой»
«Сосчитай и сделай»
«Выложи фигуру»
Игровое упражнение
«Сосчитай звуки» Решение проблемной ситуации
Формировать элементарные математические представления Сравнивать предметы по количеству Уметь соотносить цифры с количеством предметов.
Различать и называть геометрические фигуры.
Социально- коммуникативное
Практические действия с дидактическим материалом Развивать умение общаться со сверстниками, воспита-телем, учитывать мнение других детей, работать в ко-манде и договариваться между собой, отстаивать своё мнение.
Речевое Отвечать на вопросы
Проговаривать слова к играм Формировать умение последовательно излагать мысли, правильно строить речь.
Художественно - эстетическое Слушать звуки музыкального инструмента
Слушать и исполнять музыкальную игру
Развивать умение слушать и выполнять определенные действия, вызываемые положительные эмоции ребенка
Физическое Динамические паузы
«Сосчитай звуки»
Дыхательная гимнастика
«Собери фигурки»
Пальчиковая гимнастика «Дружат добрые зверята»
Гимнастика для глаз «Лучик» Формировать у детей потребность в двигательной активности.
План занятия
1. Вводная часть: 4 минуты
Создание игровой ситуации
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели
2. Основная часть: 12 минут
Комментирование
Сюрпризный момент (появление сказочного героя- Колобка)
Дыхательная гимнастика «Собери фигуры»
Гимнастика для глаз «Лучик»
Физминутка «Сосчитай звуки»
Пальчиковая игра «Дружат добрые зверята»
Сюрпризный момент (конверт с раскрасками)
3. Заключительная часть: 4 минуты
Оценка деятельности детей
Подведение итогов занятия
Поощрение
Длительность занятия : 20 минут
Ход занятия
Части НОД Содержание
1. Вводная часть
Создание игровой ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели
(Воспитатель с детьми в группе)
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья
Игра на слуховое внимание с маракасом
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в сказку.
Отгадайте загадку, в какую?
Круглый и румяный,
Бежит по дорожке.
Тем, кого встречает,
Он песенку напевает. (Колобок) (слайд со сказкой)
- Напомните, как начиналась эта сказка? (Жили - были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик: «Испеки-ка мне, старуха, колобок».
«Из чего же испеку? Муки-то нет!» - ответила старуха. «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби – авось и найдешь муки-то». Старуха так и сделала: замесила тесто, скатала колобок, испекла его и положила на окошко остывать.)
- А Колобок был любопытный, спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. (Дети передают Колобка друг другу по цепочке.
2. Основная часть
Игровая деятельность
Динамическая пауза
Игровая ситуация
Самообслуживание
Познавательная деятельность
Дыхательная гимнастика
Динамическая пауза
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Катится колобок, а навстречу ему заяц скачет. Увидел колобка и говорит : «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Колобок ему отвечает : «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
А заяц ему в ответ: «Некогда мне твои песни слушать. Лучше помоги мне дом построить».
Воспитатель: Поможем зайчику? Давайте сядем за столы.
Воспитатель. У вас на столах лежат геометрические фигуры, давайте из них постоим дом для зайца.
Дидактическая игра «Домик для зайки» (из геометрических фигур)
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат у вас на столах?
Дети: Овал, треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Воспитатель: Сколько углов у треугольника? А сторон? (Ответы детей)
Сколько углов у прямоугольника? А сторон? (Ответы детей)
У какой фигуры тоже 4 угла и 4 стороны? (Ответы детей)
А у каких фигур нет углов? (Ответы детей)
(Строят дом для зайца, каждый ребенок свой дом. 1 ребенок у мольберта)
Воспитатель: Зайчик, нас отпускает, но чтобы покатится дальше, надо освободить дорожку от геометрических фигур.
Дыхательная гимнастика «Собери фигуры» (с помощью трубочек)
Воспитатель: «Понравился мне дом, который вы построили» - и дорожку прочистили, говорит заяц. Так уж и быть, отпущу я тебя колобок.
Отпустил заяц колобка, и тот покатился дальше.
Вдруг навстречу ему волк - зубами щелк. Увидел колобка и говорит : «Колобок, колобок, я тебя съем!»
А колобок говорит : «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Волк отвечает: «Да знаю я твои песенки про бабку и деда. Вот справишься с моим заданием, отпущу, а нет, проглочу.
Хочу вас попросить помочь разложить цифры по порядку. Поможете?
- Перед вами на доске цифры, вместе разложите их по порядку.
Посчитаем 12345.
Не отпускает волк колобка, поиграйте с ним и угадайте.
Физминутка «Сосчитай звуки»
- Ребята, нужно помочь Колобку уйти от волка.
- «Есть у меня бубен. Сейчас я буду в него бить, а вы слушайте, считайте и бегите к соответствующему дереву с цифрой». (Цифры от 1 до 5 развешены на елках, которые расставлены в группе. Сначала играют девочки, потом мальчики.)
Воспитатель: И с этим заданием справились. Отпустил волк колобка. Покатился он дальше.
Вдруг навстречу ему медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок говорит : «Не ешь меня, Мишенька, я тебе песенку спою».
Медведь отвечает - «Нет, лучше помоги мне моих пчел в ульи загнать, все разлетелись, а мне меду охота».
Дидактическая игра «Составь пару»
(Соотнесение количества предметов и цифры)
Гимнастика для глаз «Лучик солнышка» (лазерная указка)
- Дети подходят к столам. Каждый выбирает себе карточку с ульем, на нем цифра от 1 до 5 на одном столе, а на другом столе разложены карточки с пчелами.
Ребенок должен выбрать нужную карточку с пчелами и показать получившуюся пару (в итоге складываем на столе).
- «Хорошие у тебя, Колобок, помощники. Спасибо. Отпущу я тебя».
Воспитатель: Покатился колобок дальше. А навстречу ему хитрая лиса. Лиса говорит: «Колобок, колобок, какой ты румяненький и аппетитненький! Мне так и хочется тебя съесть». Колобок отвечает : «Не ешь меня. Я песенки петь умею».
А лиса ему: «Не надо мне песенок. Ты лучше помоги мне зайчиков и морковок сосчитать».
Поможем, ребята, колобку и лисичке?
Начал колобок считать. (на мольберте в разброс, ставим в один ряд)
- Сколько зайцев? (5)
- А теперь выложите морковок, сколько морковок(4)
- Что мы можем сказать про зайцев и морковки? (зайцев больше чем морковок, а морковок меньше чем зайцев)
- Что мы можем сделать, чтобы их было поровну? (добавить 1 морковку или убрать 1 зайца)
Добавляем 1 морковку
- Что вы можете сказать про количество зайцев? (зайцев 5)
- А про морковки? (морковок 5)
- Если зайцев 5 и морковок 5, что можно про них сказать? (их поровну)
Молодцы! Вот мы и посчитали для лисы. Я думаю, мы помогли нашему гостю и с этим заданием справиться.
Воспитатель. А лиса говорит «Спасибо тебе, Колобок, и вам, ребята.
- Ну, а Колобок покатился дальше. Только его и видели.
Вот и закончилось наше путешествие.
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов занятия
Сюрпризный момент
Воспитатель:-В какой сказке мы сегодня побывали?
- Кто же был первым, с кем встретился Колобок?
- А волк был каким? (вторым)
- А каким был медведь? (третьим)
- И наконец, четвертой была? (Лиса)
- Сколько зверей встретил Колобок? (слайд 1…с животными и последний с цифрой 4)
Похлопаем друг другу,мне было с вами очень интересно путешествовать, вы такие молодцы! (Колобок – смайлики)
А давайте нашими улыбками попрощаемся с нашими гостями.
И с хорошим настроением пойдем отдыхать.
Самоанализ занятия по ФЭМП
В средней группе на тему «Путешествие Колобка»
Непрерывная образовательная деятельность проводилось с группой детей средней группы (от 4до 5лет) в количестве 12 человек, в форме познавательно – игровой деятельности. При планировании занятия, учитывала возрастные особенности детей, были соблюдены санитарно - гигиенические требования к организации и проведении образовательной деятельности, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания данного возраста, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, беседовали увлеченно. К тем, кто затруднялся, применялся прием индивидуальной беседы.
Цель: учить детей в игровой форме усваивать элементарные математические представления, закреплять знания полученные на занятиях.
Задачи:
Образовательные:
• Отрабатывать прямой счет до 5;
• Уточнить знания детей о геометрических фигурах;
• Учить уравнивать группы предметов по количеству, соотносить количество предметов с цифрой;
• Упражнять детей в счёте с помощью зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
• Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
• Развивать интерес к окружающему миру;
• Развивать познавательный интерес к математике, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
• Развивать двигательную активность детей;
• Развивать логическое мышление, воображение, внимания, связную речь;
• Развивать познавательный интерес к сохранению и укреплению своего здоровья.
Воспитательные:
• Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в команде.
При планировании НОД и для достижения поставленных целей и задач были учтены следующие приемы и методы:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, появление сказочного героя, игра, решение определенных проблем, речевая ситуация).
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : сюрпризный момент, ответы на вопросы.
3. Приемы поддержания интереса у детей: игровые моменты, выполнение заданий.
4. Методы стимулирования поведения (поощрение, похвала, одобрение);
5. Приемы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза и т. д.).
6. Методы формирования сознания (фронтальная беседа, построение диалога с воспитанниками).
При проведении НОД использовалось следующее методическое обеспечение: телевизор, иллюстрации, карточки с цифрами, «Счетный материал», шаблоны геометрических фигур, мольберт, муляжи деревьев.
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме наглядный материал.
Использовались такие формы организации детей, как:
-групповая – момент приветствия (концентрация внимания детей перед началом НОД,игровая, практическая работа.
-индивидуальная – ответы на вопросы, построение диалогов и монологов.
Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом.
На протяжении всего занятия придерживалась личностно-ориентированного подхода в обучении детей (выслушивала каждого ребенка, привлекала их интонацией, поддерживала из высказывания, не перебивала, хвалила за каждый правильный ответ и действие, строила общение с позиции равных партнеров, поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу.
В ходе НОД применялись приемы здоровьесбережения: дети находились в движении, деятельность осуществлялась в различных динамических позах. Дети не устали, интерес сохранялся до конца путешествия. Дети работали активно, заинтересованно, на хорошем эмоциональном подъеме, каждый был включен в игру.
Вывод: считаю, что цель достигнута, поставленные задачи реализованы. Применение современных технологий позволили добиться хорошего уровня усвоения программных задач. Это выражалось в ответах детей на вопросы, в умении действовать в предложенных обстоятельствах.