Кузьмина
Конспект занятия для старших дошкольников с нарушением зрения по теме: «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Насекомые.
(Интеграция: математика, ознакомление с окружающим и развитие речи, ориентировка в пространстве)
Образовательные задачи:
- знакомить детей с насекомыми, дать представление о вредных и полезных насекомых;
- учить различать писк комара, жужжание пчёлы, стрекотание кузнечика в окружающей природе;
- активизировать глагольный словарь (пищит, стрекочет, жужжит, обогатить словарь
обобщающим понятием насекомые, понятиями вредные - полезные ;
- закрепить навыки ориентировки на микроплоскости (по рядам и столбикам);
- совершенствовать счётные навыки в пределах 10;
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников с нарушением зрения по теме: „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- упражнять в выделении контурного и силуэтного изображения насекомых;
- закрепить знания детей о правилах личной безопасности при обращении с насекомыми.
- активизировать зрительные функции: стереоскопическое и бинокулярное зрение;
- укреплять глазодвигательные мышцы;
- формировать умения и навыки осязательного восприятия;
- совершенствовать координацию движений и мелкую моторику рук.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, речевые навыки;
- совершенствовать навыки пространственной ориентировки на микро плоскости;
- развивать слуховое восприятие.
Оборудование:
- видео зарядка для глаз «Пчёлка»;
- аудиозапись писка комара, стрекотания кузнечика, жужжания пчелы;
-«Волшебный мешочек» для узнавания предметов на ощупь (игрушки насекомых-божьей
коровки и майского жука);
- раздаточный материал на каждого ребёнка: контурные изображения вредных и полезных
- картинки – кузнечик, пчела, комар (лист – А-4);
- картинка с изображением лесной полянки с насекомыми на липучках (лист А-3).
Ход занятия.
1. Видео гимнастика для глаз «Пчёлка».
(Дети снимают очки, выполняют упражнения для глаз, следя за полётом пчелы.)
Педагог (далее П.):- Снимите очки, не поворачивая головы, следите глазами за полётом пчелы.
(После выполнения гимнастики для глаз дети надевают очки и занимают места за столами.)
2. Прослушивание аудиозаписи «Насекомые в окружающей природе».
П.:- Ребята, пчела приглашает нас на лесную поляну, прислушайтесь и угадайте, кто поселился на этой поляне…(Включаю аудиозапись: писк комара) -Что вы сейчас услышали? (Показываю картинку комара)
П. :- Правильно! Это пищит комар. Посмотрите, на вид комарик совсем небольшой - у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка, пара маленьких усиков. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу жертвы и сосёт кровь. Скажите, почему комаров называют вредными? (Комары приносят вред, потому что они разносят опасные болезни).
П.: - Послушайте, а что это звучит? … (Включаю аудиозапись – жужжание пчелы.)
П.:- Вы верно угадали, это жужжит пчела.
П.: - А как выглядит пчела? (У пчелы есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета. С их помощью они переносят пыльцу с цветка на цветок. Пчелиные крылышки полупрозрачные. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчёлы фиолетовый, белый, жёлтый цвета.)
П.: - Вы, конечно, знаете, что пчела может очень больно ужалить, ведь в её брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Кто из вас знает, что надо делать, если вас ужалила пчела?(Не нужно хаотично махать руками и громко кричать, это может вызвать агрессию у других пчел. Следует спокойно и медленно уйти на безопасное расстояние от того места, где напала обидчица, после чего приступить к обработке раны. Если полосатое насекомое оставило жало, его нужно аккуратно извлечь с помощью обработанной антисептиком иголки или булавки. Если под рукой нет этих предметов, можно воспользоваться даже маникюрными ножницами или пинцетом, главное, чтобы инструмент для извлечения жала был обработан спиртом или перекисью. Затем нужно обратиться к врачу.)
П.: - Ребята, а чем полезны пчёлы? (Пчёлы опыляют цветы и дают нам целебный мёд.)
П.: - Что вы ещё услышали? (Включаю аудиозапись стрекотания кузнечика.)
П.:- Молодцы! Вы правильно угадали, это стрекочет кузнечик. Посмотрите, как выглядит кузнечик. (Показываю картинку кузнечика). У него стройное тело, очень длинные усики и мощные ноги. Кузнечики – хищники! Они могут с удовольствием закусить неосторожной бабочкой, мухой. А знаете ли вы, где находятся у кузнечика уши?(Представьте себе- тонкая щель на голенях передних ног – уши кузнечиков). А вот «поют» кузнечики с помощью крыльев. Кузнечик трёт одно крыло о другое и слышится стрекотание.
П.: - А как назвать одним словом муху, комара, кузнечика – кто это? (Это насекомые.)
[b]П. [/b]:- Правильно, это насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей: голова, грудь, брюшко.
3. Развитие сохранных анализаторов: коррекционная игра «Узнай на ощупь».
(На столе лежат тканевые мешочки, в которых спрятаны игрушки насекомых: божья коровка, майский жук. Предлагаю детям, узнать на ощупь, какие предметы спрятаны в мешочках.)
П.:- Посмотрите, на лесную поляну пчела принесла загадочные мешочки. Давайте узнаем на ощупь, какие предметы находятся в мешочках. (Дети опускают руки в мешочки, ощупывают предмет и высказывают предположение, что это за предмет. Достают божью коровку. Описывают насекомое и отвечают на вопросы. Например: божья коровка – это маленький жучок, у него овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками. У неё есть маленькие жёсткие крылышки.)
П.:-Какую пользу приносят божьи коровки?(Они поедают тлю-очень вредных насекомых)
П.: -О чём говорит птицам красная или оранжевая окраска божьей коровки? (Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобны.)
(Далее угадывают на ощупь и достают из мешочка майского жука.)
П.: - Почему майских жуков называют вредителями лесов и полей? (Майские жуки- опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки- белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями деревьев.)
(Показываю картинку личинки майского жука.)
4. Ориентировка на микро плоскости «На лесной поляне».
П.: - Молодцы! Вы правильно угадали на ощупь всех насекомых: это божья коровка и майский жук.
П.:- Посмотрите, ещё не все насекомые расселились на лесной поляне. Поможем пчёлке расселить их. Будьте внимательны! (Дети выбирают цветной силуэт насекомого и гово-рят: это бабочка. Она расположена в верхнем правом углу. Это муравей. Он находится в левом нижнем углу и т. д. Ребята прикрепляют насекомых в нужное место на поляне с помощью липучек.)
П.:- Вот и расселили мы всех насекомых на лесной поляне. Сколько всего насекомых на поляне? (Десять.)
П.: - Молодцы! Вы отлично считаете! А кто лишний на лесной поляне и почему? (Паук, он относится к паукообразным. У него восемь ног, а у насекомых – шесть ног.)
5. Физкультурная пауза «Танец божьей коровки Милы» - видео зарядка.
(Дети выполняют танец, повторяя движения божьей коровки Милы - видео зарядка.) П.: - А сейчас Мила приглашает вас немного потанцевать вместе с ней.
Мы ногами топ- топ - топ
Мы руками хлоп- хлоп- хлоп
И туда и сюда повернемся без труда.
Мы головками кивнем
Дружно ручками махнем
И туда и сюда повернемся без труда
Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда повернемся без труда
6. Пальчиковая гимнастика «В сад пойдём».
(Проводится по показу педагога. Дети, сидя за столами и оперев локти на стол, проговаривают слова и повторяют движения педагога.)
«В сад пойдём»
- Мы сегодня в сад пойдём, Много там жуков найдём. (Шагать пальчиками.) Два - под черешней, Три – под вишней, Пять – под яблоней сидят И усами шевелят (Загибать пальцы на обеих руках в соответствии с количеством жуков.) Весь сад обошли, больше жуков не нашли! П.:- Сколько мы нашли жуков?
П.:- Правильно, в саду нашли десять жуков. Внимательно посмотрите на картинку и скажите, какие насекомые спрятались на ней и сколько их? (Девять.)
П.: - Вы правильно назвали всех насекомых.
7. Лечебно-восстановительная работа.
(На столе у каждого ребёнка лежит задание. На листе нарисованы насекомые. Детям предлагается заштриховать вредных насекомых линиями сверху вниз, полезных насекомых линиями слева направо.)
П.: -Ребята, посмотрите внимательно на изображённых насекомых, назовите их. Помогите пчеле заштриховать вредных насекомых прямыми линиями. Возьмите фломастеры и проведите линии в соответствующих направлениях, заштриховав вредных насекомых линиями сверху вниз, полезных насекомых линиями слева направо. Выполни задание, заштриховав вредных насекомых линиями сверху вниз, полезных насекомых линиями слева направо.
8. Ориентировка по рядам и столбикам на микроплоскости.
П.: - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Ребята, а чем питаются насекомые? (Большинство из них поедают зелёные листья, стебли растений, некоторые питаются плодами, очень многие любят полакомиться нектаром и вкусной цветочной пыльцой.)
П.: - Давайте сейчас накормим насекомых цветочным нектаром. (Раздаю карточки, на которых указаны с помощью букв и цифр, ряды и столбики с изображением цветов.)
П.: - Возьмите карточки, найдите цветы по их адресу и раскрасьте их. (Дети раскрашивают цветы, расположенные на пересечении букв и цифр.)
П.: -Назовите цветы, которые вы раскрасили? (тюльпан, роза, мак)
9. Отгадывание загадок о насекомых.
П. : - Вы прекрасно накормили насекомых цветочным нектаром! И сейчас мы проведём минутку «Знаете ли вы, кто это?» (Каждый из детей приготовил загадку о насекомых, которую загадывает ребятам, а они отгадывают.)
10. Итог занятия.
П. :-Ребята, пчёлке очень понравились ваши работы. Скажите, а что интересного вы сегодня узнали?