Гевхер Раджабова Магамедрасуловна
Конспект занятия для старшей группы «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Русская изба»
Тема: К истокам народной культуры
Автор: Раджабова Г. М.
Цель: познакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).
- Развить коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.
Инструменты и оборудование: демонстрационный: интерактивная доска, ленточка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне пожалуйста, у меня для вас есть сюрприз. Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Встаньте пожалуйста в круг. Проводится игра с лентой (в группе).
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать, Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину?
Дети: Да.
Воспитатель:Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши Путь-дорожку укажи!
Воспитатель: А мы пойдем за ним!
Слайд1 с изображением русской избы.
Воспитатель: Вот мы и пришли!
Догадались, ребята, куда вы попали?
Дети: В русскую избу.
Воспитатель: Правильно. Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.
Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?
Слайд 2 с изображением печки.
Дети: Печка!
Воспитатель: В народе говорили:
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота».
Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Слайд 3 с изображением очага печки.
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).
Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными. В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: Для отдыха и сна людей.
Слайд 4 с изображением лежанки.
Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки).
Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.
Дети и Воспитатель (имитируют движения)
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку, Разогрели бы мы печку!
В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек Кашу сварит….
Слайд 5 с изображением чугунка
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!
Игра «Варим щи и овсяную кашу»
Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.
Слайд 6 с изображением ухвата.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает, А сам в угол идет.
Дети: Ставят с помощью ухвата чугунок с едой.
Воспитатель: Ой, ребята! А кто отгадает что это?
Слайд 7 с изображением люльки
Дети: Люлька
Воспитатель: Правильно. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокаивали малыша, если он плакал?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Дети и Воспитатель поют колыбельную
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Будут Вани ворковать,
Будет Ваня крепко спать;
Будут гули говорить,
Чем Ванюшу накормить;
Полетят они в лесок и найдут там колосок
Станут кашу варить, станут Ваню кормить,
Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.
Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.
Слайд 8 с изображением красного уголка и самовара.
Дети: Самовар
Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.
Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти.
Слайд 9 с изображением барыни за прялкой.
Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Воспитатель: Ребятки, а для чего пряжа нужна была?
Дети: Чтобы вязать носки, одежду.
Воспитатель: Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину.
Слайд 10 с изображением мужика,который плетет лапти.
Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,
Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил!
Русский народный танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»