Елена Тимошенко
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Формировать интерес детей к русской истории, национальной культуре.
Задачи: Продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; с русскими традициями.
Закреплять навыки лепки из соленого теста: украшения для пирога, умение работать в коллективе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Способствовать обогащению словаря детей, народными пословицами, поговорками, загадками.
Воспитывать уважение и интерес к традициям и обычаям своего народа, любовь к Родине, родному языку.
Развивать внимание, мышление, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Способствовать развитию позитивных эмоций.
Оборудование: ИКТ: ноутбук, проектор, экран, презентация «Русская изба», кукла Маша, «русская изба»с предметами быта: печь, чугунок, ухват, самовар, чашки, блюдца, солёное тесто, пирог.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня замечательный день! Надеюсь, что у всех у вас отличное настроение!
Упражнение «Ладошки»
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)
Игровой приём: Звучит музыка. Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам гости! Пойду посмотрю, кто это?
Воспитатель идет к двери и возвращается с куклой Машей.
Воспитатель: Дети, к нам в гости пришла Маша! Здравствуй, Машенька!
Маша: Здравствуйте, ребята! А куда я попала? (ответы детей)
Маша: Ой, я заблудилась! Мне необходимо вернуться к дедушке и бабушке!
Воспитатель: Из какой сказки эта гостья! (Ответы детей: из русской народной сказки «Маша и медведь»). Как же нам помочь Маше? (ответы детей)
Маша, расскажи нам где ты живешь, и мы попробуем тебе помочь.
Маша: Я живу с дедушкой и бабушкой! Сейчас я все покажу. (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо. Ребята, возьмите Веснянку за руки и вместе пройдем на стулья.
Рассматривание слайдов.
Маша: Мой дом далеко отсюда. Я живу с дедушкой и бабушкой в избе. А вы знаете, что такое изба? (ответы) Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Комнату в избе называли «горницей».
Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (ответы)
Послушайте,да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (Печь) Правильно!
Посреди горницы ставили печь (слайды с изображениями русской печки)
Ведь печь - это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже пословица есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?» Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а каждая хозяйка белила набело печь и украшала ее узорами.
Воспитатель: Как вы думаете, почему печь в избе самая главная? (ответы) Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)
А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит и обогреет.
Давайте, Машу проводим домой! А поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы в музыкальный зал и попадают в «Русскую избу»).
Маша: Спасибо, ребята, вот я и дома! Проходите, гости дорогие! Милости прошу!
Ну-ка, гости, проходите,
На убранство поглядите!
Изба у меня большая
Да красивая какая!
(Звучит народная музыка, дети располагаются на лавках в «горнице»)
Маша: Устраивайтесь поудобней на лавки деревянные.
Посмотрите ребята вокруг, как все в избе интересно. На полках посуда стоит деревянная, глиняная да расписная (показывает). А вот и печь. В ней бабушка готовит щи и кашу. Печка в морозы греет каждый уголок избы. Помогите, ребята дрова подкинуть в печь (ребята подходят и бросают «дрова»).
Воспитатель: А пока дрова в печи разгораются, давайте чай вскипятим. А готовили чай в самоваре. Давайте положим щепу в самовар, воду согреть. Кто запомнил, в чем готовит Маша чай? (самовар).
На высокой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке.
Самовар стоит, словно жар горит.
На ребятушек поглядывает:
- «Ребятишек я встречаю,
Сладким чаем угощаю» (по мотивам сказки Чуковского)
Русские люди всегда славились своим гостеприимством. Обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками. Давайте поможем Маше приготовить угощение - пирог с яблоками. Вначале подготовимся сами: помоем руки, оденем фартуки, подкатим рукава. (одевают фартуки, моют руки) Бабушка Маши уже и тесто приготовила. Я его разделю на равные части, а вы раскатаете украшения для пирога (лепка из соленого теста).
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Ставим пирог в русскую печь. Ребята, приводите себя в порядок и готовьтесь к чаепитию. (Дети вытирают руки салфетками, снимают фартуки)
Пока пирог печется в печи русской давайте с Машей накроем стол, нальем из самовара чай, поставим угощенье. (Дети расставляют чашки, блюдца, ложки).
Маша: А вот и пирог готов! Присаживайтесь на лавки, будем угощаться.
(Чаепитие)
Воспитатель: Вот и пришло время нам с Машей прощаться и в сад возвращаться! До свидание, Маша! (дети прощаются с Машей, возвращаются в группу)
Воспитатель: Вам понравилось? Где мы сегодня были? Что видели? Что делали? А что больше всего запомнилось? Что бы хотелось повторить? (ответы детей).