Юлия Оснач
Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в мини–музее «Русская изба»
«Хлеб в обрядах и традициях русского народа».
Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями, связанными на Руси с хлебом, о том, как выращивали хлеб в старину. Закрепить знания детей о хлебе.
Задачи:
- закрепить знания старых названий: квашня, русская печь, ступка, хлебная лопата, рушник и т. д.
Публикация «Конспект занятия „Хлеб в обрядах и традициях русского народа“ в мини-музее „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Русские народные традиции и обычаи
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Мини-музеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание интереса к труду людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
- беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений:
- рассматривание колосьев, пшеницы, муки, теста;
- изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К. Паустовского "Теплый хлеб", К. Д. Ушинского "Как рубашка в поле выросла".
Материал к занятию : русские народные костюмы, русская печь, колосья, зерна пшеницы, мука, яйца, вода, хлебная лопата, бочка для замеса теста - квашня, хлебобулочные изделия, скатерть, вышитая в старину, рушник, музыкальное сопровождение.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие (чтение художественной литературы, коммуникация)», Социально-коммуникативное развитие (социализация)», «Физическое развитие», Познавательное развитие (ФЦКМ).
Ход занятия
Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки. Хозяйка встречает гостей.
Хозяйка: «Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, яхонтовые мои! Заходите скорей! Я сегодня вам расскажу и покажу как раньше хлеб пекли, а потом и вместе тесто замесим, да пышный каравай испечем».
Хозяйка : «У народа есть слова : «Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе!
В каждой избе раньше была печь-печка-матушка, печка-кормилица.. (Показ русской печи). Печь не только обогревала жилище, в ней пекли хлеб, пироги, запаривали кашу, варили щи. А еще печь лечила людей!»
Хозяйка: «Ребята, а может вы знаете стихи или поговорки о хлебе?»
Дети рассказывают стихи.
1. Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.
2. До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
Хозяйка: «Молодцы, ребята. А откуда же берется хлеб?»
Дети: «Зерно сеют на полях, из них вырастают колоски».
Хозяйка; «Верно ребята. Вот они зернышки пшеничные (рассматривание зерен пшеницы). А вот те самые колоски, что вырастают на полях (рассматривание колосков). Колоски собирали, везли на мельницу, там выбивали зерна из колосков. А потом растирали зерна в ступке или между жерновами и получалась мука. Вот так. (показ растирания зерен в ступке).
Хозяйка; «Мука ребята была пшеничная, из пшеницы – она была белая и использовали ее для выпечки пирогов, булок, калачей. А еще была ржаная мука, ее делали из ржи. Она была темная и пекли из нее ржаной хлеб. (показ пшеничной и ржаной муки).
Хозяйка; «В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступили к работе. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зуб». Брали щепотку муки и разжевывали. Если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая. Возьмите по щепоточке муки и попробуйте ее на зубок. Ну как годится наша мука для выпечки хлеба?
Дети «Да!»
Хозяйка (показывает сито) – «Ребята, что это»?
Дети: Сито!
Хозяйка; «Для чего оно нужно»?
Дети: «Для просеивания муки».
Хозяйка; «Перед замесом теста муку просеивали через сито, чтобы хлебушек получился пышный и ароматный».
Хозяйка : «А замешивали тесто вот в такой деревянной кадушке. А называлась она – квашня».
Хозяйка ; «Ребята, а хотите сами замесить тесто?»
Дети ; «Да!»
Физкультминутка "Мы зернышки"
В. землю. зернышко. попало,
Прорастать. на. солнце. стало,
Дождик. землю. поливал,
И. росточек. подрастал,
К. свету…и. теплу. тянулся
И красавцем обернулся.
Дети по очереди подходят и с помощью хозяйки просеивают муку через сито, вливают воду, добавляют соль, сахар, яйца. И замешивают тесто.
Хозяйка : Готовое тесто отправляли в печь на специальной хлебной лопате. (отправляют тесто в печь на хлебной лопате).
Хозяйка; «Как я уже говорила, печи на Руси были особенные. Они обогревали помещения, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились».
Хозяйка : Ставили хлеб в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится. И вы ребята, не ссорьтесь, не ругайтесь, друг друга не обижайте, пока ваш хлеб печется в печи»!
Пальчиковая гимнастика
«Хлеб»
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Хозяйка : «Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе. Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уже стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
Хозяйка : «Встретить гостя с хлебом - солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом».
Хозяйка : «Теперь вы знаете, сколько труда нужно вложить, чтобы испечь хлеб. Хлебом надо дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб – наше богатство»!
Хозяйка : «А пока наш хлеб томится на печке, вы ребята успеете сходить на улицу свежим воздухом подышать, аппетит нагулять! А к обеду и поспеет наш хлебушек, вкусный да румяный с золотистой корочкой»!
Дети под музыку выходят из «русской Избы».
После прогулки дети возвращаются в группу.
Хозяйка: «Вот и испекся ваш хлебушек! Давайте все вместе его с солью и отведаем.»