Марина Александровна Авдеева
Конспект НОД «Русская изба».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Русская изба".
Программное содержание:
• Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской избы — жилище крестьянской семьи.
• учить рассматривать предметы домашнего обихода, выявить их пользу и красоту.
• Воспитывать интерес к истории России.
• продолжать развивать интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Публикация «Конспект НОД „Русская изба“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Оборудование для педагога:
• ухват, кочерга, печка, ленточка, проектор,
ХОД:
Воспитатель включает на свое усмотрение русскую музыку.
Восп: Ребята сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки.
Воспитатель: Посмотрите ребята люди построили дома из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Давайте войдем в избу, посмотрите что это стоит?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, войдя в избу, мы видим печь: ведь она занимала почти пол-избы.
Вопросы о печи.
• А как вы думаете почему она занимала так много места?
• А какая польза от печи?
• Каким цветом была печь?
• О печи в народе придумывали пословицы и поговорки.
Воспитатель: Вот какие пословицы и поговорки придумали.
• «Без печи хата – не хата».
• «Когда в печи жарко – тогда и варко».
• «Что есть в печи – все на стол мечи».
• «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Вос:. К печи относились с большим уважением: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Посмотрите у печи стоит кочерга, ухват, чугунок.
Рассматривание, беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.
Можно загадать загадки (беседа по каждому предмету быта) :
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)
Вос: Посмотрите чугунок, в нем варили кашу, щи, а в современном быте варят в кастрюле.
— Поставить чугунок в печь голыми руками не получится, поэтому и придумали ухват.
(Дети пробуют, как ухватом ставить чугунок в печь).
Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).
Восп: Ребята какой большой стол, а как вы думаете почему он такой большой?
-Раньше в семье было много детей. Рассаживались за стол на лавки.
-Обратите внимание на лавки широкие и большие.
— На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Раньше все в избе делали своими руками. Зимним вечером вырезали миски, ложки из дерева, девушки вышивали, шили одежду. Когда работали молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Восп: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Можно взять игру "Карусель"
Восп: Мастерство передавались от поколения к поколению.
-Прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась?
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено).
Восп: Ребята давайте рассмотрим одежду в которой ходили мужчины и женщины. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
(примеряем рубаху)
Воспитатель: Женщины ходили в сарафанах, носили кофты с вышивкой, обязательно одевали фартуки, зимой носили кафтаны. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Лапти были обувью летней, а зимой валенки.
Восп: В любую избу зайди и увидите красный угол. В раньше слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В нем висели иконы. Здесь же стояли стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.
Восп:
— Что вам запомнилось?
— Какие новые слова вы услышали?