Наталья Сизова
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Где прячется воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Где прячется воздух?
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с основными свойствами воздуха.
-Учить детей способом исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом.
-Познакомить с его ролью в жизни человека, животных и растений.
-Формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям)
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия для старшего дошкольного возраста „Где прячется воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в окружающей среде.
Оборудование и материалы: камни, кусочек ваты на каждого ребенка, воздушные шары, стаканчики, соломинки для коктейля на каждого ребенка, веер бумажный на каждого ребенка, пакеты на каждого ребенка, иллюстрации.
Ход занятия:
В группу влетает воздушный шар (на нем загадка). Воспитатель обращает внимание детей на шар (загадывает загадку)
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Воспитатель: Правильно ребята. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Дети: о воздухе.
Воспитатель: Правильно! Мы с вами знаем, что воздух повсюду, он нас окружает! Как вы думаете, что это вообще такое «Воздух?» Может это растение? Предмет? Или вещь? Вот сегодня мы с вами в этом и разберемся.
Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: в лабораториях.
Воспитатель: Правильно, и для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию….Мы будем настоящими исследователями….
Дети надевают шапочки и садятся за столы. На столах материал для опытов.
Воспитатель: Возьмите камень в руки. Сожмите его в руке. Какой он на ощупь?
Дети: твердый, жесткий, тяжелый.
Воспитатель: Камень - это твердый предмет (тело). Какие твердые предметы вы еще можете назвать? Стол – твердый предмет? Стул? Игрушки? Получается, мы твердые предметы можем подержать в руках, пощупать, потрогать. А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Давайте попробуем (сжимаем воздух кулачком)
Воспитатель: Ребята, можем мы с вами видеть воздух?
Дети: нет.
Воспитатель: значит воздух какой?
Дети: прозрачный, невидимый.
Воспитатель: А что у нас в группе есть прозрачное?
Дети: стекло, окно.
Воспитатель: Молодцы. А имеет ли воздух запах? Давайте понюхаем?
Дети: нет
Воспитатель: Правильно, чистый воздух не имеет запаха. А теперь давайте наберём воздух ртом и попробуем его пожевать. Воздух имеет вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем закрыть носы и рты!
Воспитать: Трудно дышать? Что мы чувствуем? Нельзя дышать без воздуха!
Воспитатель: Давайте подведём итог. Воздух - это?
Работа с мнемотаблицей (зачеркиваем обозначения)
Ребята, воздух - это газ. Газ - это то, что нельзя потрогать, увидеть, а можно только вдохнуть. Воздух не имеет цвета (прозрачный, запаха и вкуса. Что же это получается? Воздух абсолютная невидимка? Так может его вообще не существует? Как доказать, что он есть?
Перед тем как начать наш опыт, давайте немножко отдохнем, встанем на ноги.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Мы сидели, мы устали,
воздух дружно изучали, (маршируем на месте)
а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.
Всем друзьям мы улыбнулись,
наклонились, раз и два, чтоб не болела голова.
И закончили зарядку тихо сели мы за парту. (Дети садятся).
Воспитатель: Итак, нам нужно доказать, что воздух существует.
Опыт 1. Ощутить давление воздуха при помощи веера.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе лежит бумажный веер. Возьмите его и помашем веером около лица. Что мы чувствуем?
Дети: Ветерок, воздух.
Воспитатель: Делаем вывод: Мы чувствуем поток воздуха, воздух может перемещаться, и мы ощущаем его движения. Движение воздуха в природе называется ветер.
Опыт 2. Убедится в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.
Воспитатель: Ребята, давайте подуем на вату. Что с ней произошло? Почему?
Вывод: Поток воздуха передвигает предметы. Где мы можем наблюдать, что воздух перемещает предметы?
Дети: летят семена, листья, снежинки, воздушный змей, воздушный шар, парусник и т. д.
Опыт 3. Как увидеть воздух?
Воспитатель: Давайте проверим, что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть в нее? (буря в стакане)
Дети: получаются пузырьки.
Воспитатель: Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки - поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды.
Вот видите, как вода помогла нам увидеть воздух.
Опыт 4: Сколько весит воздух?
Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух вес? Попробуем проверить.
Для этого используем палку 60 см. Привяжем на конце палки с двух сторон по надутому шарику. А теперь проткнем один из шариков иголкой. Из шарика выйдет воздух и он, поднимется вверх. Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче, а что будет, если мы проколем и второй шарик? Правильно, палочка снова уравновесится! Это говорит о том, что воздух как любое тело имеет вес.
Воспитатель: Посмотрите на эти два мяча. В чем их отличие?
(Один накачен, второй сдут)
Опыт 5: Исследование давление воздуха в мяче.
Что находится в мяче? (Воздух)
Воздух давит на стенки мяча, и он подпрыгивает.
А этот мяч сдут! Будет такой мяч прыгать? (Нет)
Воспитатель: Правильно! Ребят, воздух еще можно поймать и запереть. Как вы думаете, как мы это сможем сделать? Давайте попробуем поймать воздух с помощью пакета.
Дети: Берут пакет и ловят воздух.
Воспитатель: Молодцы, мы с вами смогли поймать воздух. Что произошло с пакетами? (надулись). Можно их сдавить? (нет). Воздух сам по себе не имеет формы, он приобретает, ту форму предмета, в который попадает!
Воздух приобрел форму пакета.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где люди могут использовать воздух? В каких предметах людям необходим воздух?
Дети: Мыльные пузыри, воздушный шарик, мячи, резиновые игрушки, автомобильные шины, надувные матрасы, пылесос, фен, вентилятор и т. д.
Работа с картинками. На столах у детей картинки. Рассказывают, что находится внутри предметов (одно, два слова)
Воспитатель: Молодцы, вот как много уже узнали о воздухе. Ребята, для кого нужен воздух?
Дети: людям, рыбам, животным.
Воспитатель: Правильно! Всему живому на Земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут. Но для человека очень важно не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Чтобы, мы были здоровыми и веселыми каким воздухом нам нужно дышать?
Дети: чистым, свежим.
Воспитатель: Как вы думаете, что нам помогает очищать воздух?
Дети: Растения, деревья.
Воспитатель: Правильно, заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода. Значит, нам надо беречь растения на нашей планете?
Дети: Да.
Воспитатель: А как нам это сделать? Что можно сделать, чтобы наш воздух был экологически чистым?
Дети: Не вырубать леса, не засорять природу, сажать деревья, устраивать парки.
Работа с иллюстрациями. (На плакате нарисованы две планеты, рассмотреть иллюстрации, которые загрязняют воздух и которые очищают)
Продуктивная деятельность детей: Изготовление из бросового материала деревьев для парка.
Итог занятия : Что понравилось? В чем дети испытывали затруднения? Что узнали нового?
Чтение стихотворения ребенок: Без природы в мире людям. Даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем, Относиться, как друзья.