Серго Галина Анатольевна
Конспект занятия с презентацией «Где живёт воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поисково-исследовательская деятельность. Дети сами по себе исследователи. Они открывают для себя этот огромный, ещё неразгаданный ими мир и их интересует буквально всё. На взрослых сыплется поток вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что получится» и т. п. Мы должны не только уметь грамотно давать ответы на них, но и научить получать ответы в ходе исследования, эксперимента, поиска. Участие в экспериментировании захватит юных исследователей целиком, научит строить предположения, ставить перед собой задачи и решать их. Кроме того они с увлечением станут рассказывать о ходе и результате опытов своим друзьям, родителям, воспитателям, что поспособствует развитию речи, логики и креативности мышления. Эти качества так важны и востребованы в современном мире, поэтому, необходимо, активно включать опыты и эксперименты в образовательную деятельность детей.
Публикация «Конспект занятия с презентацией „Где живёт воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми 5 – 6 лет
"Где живёт воздух? (о свойствах воздуха)".
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Расширить и углубить представления о воздухе, способах его обнаружения.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
3. Обогащать словарный запас образными словами.
Развивающие:
1. Развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
2. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
3. Формировать умение выражать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Методы и приё мы:
• Словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям, загадывание загадок, поощрение)
• Наглядный (презентация «Воздух»; дидактическая игра «В, каком предмете есть воздух?», «Где работает воздух?»);
• Игровой (игровой сюжет «путешествие в лабораторию»);
• Практический (опыты);
• Метод контроля (самооценка детьми результатов деятельности)
Материалы и оборудование:
Оборудование:
• Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Дидактический материал:
• Картинки с изображением предметов, в которых есть воздух.
• Картинки с изображением электроприборов, где работает воздух.
Атрибуты:
• Фен, вентилятор.
• Веера, сделанные детьми из бумаги.
• Обручи не по количеству детей для подвижной игры. Бубен.
• Надувные воздушные шары для проведения физминутки.
• Фигурка водолаза, сделанная из бумаги.
• Оборудование для проведения опытов.
• Халаты, шапочки для детей.
Планируемый результат:
• Проявляют познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задают вопросы поискового характера («почему?», «зачем?», «для чего?») : предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач;
• Расширяют самостоятельность в исследовательской деятельности; Способны воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, выбору способа её выполнения;
• Принимают заинтересованное участие в образовательном процессе;
• Умение направлять свои действия, ориентируясь на заданные требования.
Ход совместной деятельности:
Дети заходят в зал, оформленный под лабораторию.
Воспитатель организует игру приветствие:
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших
пальцев.
Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком
и поднимают руки над головой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: (слайд 1)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
(Дети переодеваются в белые халаты и шапочки ученых)
Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух (Слайд 3)
– А кто из вас, ребята, видел воздух?
Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы в этом убедимся.
Опыт № 1: Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
Опыт № 2: (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.
Дидактическая игра: «Внутри, каких предметов есть воздух?» ( Подготовлены предметные картинки с изображением: Мяча, автомобильные шины и т. д.) (Слайд 4)
Подвижная игра «Кто быстрее».
Опыт № 3 «Есть ли внутри нас воздух»
- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Делаем вдох ртом и выдыхаем в трубочку.
- Что наблюдаем? Воздух выходит из воды в виде воздушных пузырьков.
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
- Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)
- Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? (Воздух находится вокруг нас).
- Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой? (Воздух невидимый, прозрачный, легкий). (Индивидуальные ответы детей)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух) (показ мыльных пузырей воспитателем, детьми)
Опыт № 4. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой, и лежат небольшие предметы (камень, пуговица и пр.)
– Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
(Предлагаю детям провести такой же опыт за их столами, и понаблюдать за воздухом в воде при помощи лупы)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх.
Вывод: воздух легче воды.
Опыт № 5. Воздух занимает место.
- Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (показываю пустой, прозрачный пластмассовый стакан)
- Посмотрите в него.
Давайте проверим, есть ли что в стакане.
У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?
(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.
- Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?
- Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.
- Проверьте, намок он или нет?
- Какой вывод мы сделаем? (Водолаз не намок. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).
Опыт № 6. Что произойдёт с воздухом, если его нагреть?
– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?
Шарик, надетый, на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, потому что воздух расширяется при нагревании и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.
И сдувается – при погружении в холодную воду, потому что холодный воздух сжимается.
– А где человек использует это свойство воздуха? (слайд 5 воздухоплавание)
Опыт № 7. «Где работает воздух»
Ветер – это движение воздуха.
Включить фен, дать почувствовать детям ветерок.
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен фен? (Сушить волосы с помощью тёплого воздуха)
– Что такое ветер? (движение воздуха)
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 6)
Итак, что мы с вами узнали о воздухе?
• Воздух повсюду.
• Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
• Легче воды.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 7)
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Физминутка: «Не урони шарик» (с воздушными шарами)
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Хотите сами сделать игрушки, с которыми вы могли бы поиграть? Дети изготовляют игрушку-вертушку (оригами) из бумаги, после чего проводится подвижная игра «Веселый ветерок» (с вертушками)
Заключительная часть:
Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)
• Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
• Воздух невидим, прозрачен.
• Воздух может двигаться.
• Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи, когда движется.
• Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
• Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. И вы вместе с мамами и папами сможете подобрать иллюстрации и информационный материал, чтобы совместно создать проект «Воздух- это то, без чего наша жизнь невозможна».
Спасибо вам ребята, вы сегодня были настоящими учеными, и хорошо потрудились. А каждый труд заслуживает награды. (Вручение медалей).