Ирина Назарова
«Что мы знаем о воде?» Конспект занятия для детей подготовительной группы с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать представления у дошкольников о свойствах воды.
Задачи:
• Уточнять, расширять и обобщать представлений детей о свойствах воды в процессе опытов Закрепить знания о том, кому нужна вода и как человек ее использует в своей жизни;
• Развивать мелкую моторику, наблюдательность, внимание, мышление, речь; зрительное, слуховое, тактильное восприятие; обоняние, вкусовую чувствительность;
• Формировать умения конструировать из бумаги и следовать устной инструкции;
• Развивать познавательную активность;
• Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Оборудование:
Схематичное изображение помещений детского сада (группа, кухня, прачечная, кабинеты; бумажные капельки воды. По 2 прозрачных стакана с питьевой водой на каждого ребенка, детское ведерко, камушки, маленькие ложки, баночки с цветной гуашью, маленькие стаканчики с сахаром или солью по количеству детей, лимонный сок, листы цветной бумаги прямоугольной формы, емкости с водой для игры с лодочками.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня пришли к нам, они хотят посмотреть, как вы умеете заниматься. Давайте поздороваемся с гостями.
- Ребята, хотите узнать, чем мы сегодня с вами будем заниматься? (Да)
- Тогда отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
- Сегодня, мы вместе в вами будем наблюдать за водой, поиграем с ней и проведем интересные опыты.
- Ребята, я думаю, что вы хорошо знакомы с водой.
- Где вы видели воду? (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Вы не раз ходили по лужам, гуляли под дождем, пускали кораблики в ручье, купались в озере. В помещении вы видели, как вода течет из крана.
- А теперь подумайте и скажите, кому нужна вода? (Ответы детей)
- Правильно, молодцы! А нам в детском саду нужна вода? В каких помещениях и для чего она используется? (Ответы детей с помощью условных обозначений прикрепляются к магнитной доске)
- Посмотрите, как много воды мы используем только в нашем детском саду, поэтому мы должны ее беречь. Что можно сделать для того, чтобы меньше тратить воды? (Ответы детей.) Люди даже придумали пословицу о воде: «Воду попусту не лей, дорожить водой умей»
(Предложить детям сесть за столы, на которых стоят стаканы с водой)
Ребята, посмотрите и скажите, что в ваших стаканах? (Вода)
- А теперь рассмотрите воду и скажите, какая она? (Ответы детей)
- Закройте глаза.
(Бросить в каждый стакан по камешку).
- А сейчас откройте глаза, посмотрите в свои стаканы и скажите, что вы в них видите? (Камешки)
- Почему камешки видны в воде? (Потому что вода прозрачная)
- Дети, скажите, есть ли у воды цвет? (Вода бесцветная)
А сейчас начнется «волшебство».
(Раздать детям баночки с гуашевой краской)
- Вылейте в стаканы с водой краску.
- Посмотрите внимательно, виден ли теперь камушек в воде? (Нет)
- Почему? (Вода стала непрозрачная)
- Правильно, подкрашенная вода непрозрачна.
- Посмотрите, ребята, какая разноцветная у вас получилась вода. Можно такую воду пить? (Нет)
- А какую воду можно пить? (Чистую, прозрачную)
(Убираю стаканы с окрашенной водой)
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились,
(Шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(Круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(Круги руками вперед поочередно)
Вышли на берег крутой
(Шагаем на месте)
И отправились домой.
(Раздать детям стаканчики с питьевой водой)
- Ребята, попробуйте воду скажите имеет ли она вкус? (Нет)
- Какая вода? (Безвкусная) Повторите вместе.
(Раздать детям маленькие ложки и стаканчики с солью, сахаром)
- Дети, высыпайте то, что находится в маленьких стаканчиках в воду и размешайте ложкой.
- Попробуйте и скажите, какая теперь вода на вкус? (Соленая, сладкая)
- Правильно, вода приобретает вкус от того, что в нее добавляют. Как вы думаете, что вы добавили? (Соль, сахар) Сама по себе вода безвкусная.
- Что произошло с солью и сахаром в воде? (Они растворились)
- Вода растворитель, но не все вещества растворяются в воде.
(Показать детям заранее приготовленные стаканчики с мукой и подсолнечным маслом в воде)
- Ребята, понюхайте, чем пахнет вода в ваших стаканчиках? (Ответы детей)
- Правильно, вода не имеет запаха.
- А теперь я каждому в стаканчик добавлю сок.
(Добавить сок лимона с стаканы детей)
- Понюхайте, вода пахнет? (Да)
- Чем пахнет вода? (Лимоном) Какой сок я вам добавила? (Лимонный)
- Чтобы вода стала с запахом апельсина, что надо сделать? (Добавить сок апельсина или апельсиновый сок)
- Каждому из вас я наливала воду очень осторожно, медленно, чтобы не пролить. А теперь, вы по очереди выльете свою воду в ведерко также медленно и аккуратно.
- Ребята, что вы делаете? (Выливаем воду)
- Что делает вода? (Льется)
- Почему она льется? (Потому что вода жидкая)
- Ребята, ведро было пустое, а теперь? (Полное)
- Ваши стаканчики были полные, а теперь? (Пустые)
- Ребята, за чем мы с вами наблюдали сегодня? (За водой)
- Что вы запомнили, какая вода? (Вода жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха)
- Дети, я предлагаю вам сделать кораблики и затем поиграть с ними. Согласны?
- Но перед началом работы, мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет-раскачивается)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт)
У них ушки – на макушке,
(Руки приставить к голове, показывая ушки)
У них длинные хвосты.
(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье)
(Воспитатель показывает способ изготовления лодочек, помогает затрудняющимся детям.)
Этапы изготовления лодочки:
1. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника. У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. Теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.
2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом. (Правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом). Хорошенько проглаживаю линию сгиба. У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так… одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба. Загибаю углы краев во внутрь. Какая фигура получилась? (Треугольник)
3. Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (Квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.
4. Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
5. У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу – получился опять квадрат.
6. Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.
- Лодочки готовы? Значит, мы готовы к плаванию! Подходите к «морям» (емкости с водой) и давайте путешествовать!
Дыхательное упражнение «Ветер надувает паруса»
(Предложить детям с разной силой подуть на свой кораблик – слабый ветерок, ветер усиливается, сильный ветер, ураган. Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.)
(Можно предложить маленькие фигурки людей или животных из «Киндер сюрпризов», которых можно поставить на палубу корабля и обыграть свое изделие.)