Наталья Гусева
Конспект занятия для детей подготовительной группы: «Эх, лапти мои, лапти липовые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: “Эх, лапти мои, лапти липовые”.
Цели:
1. Совершенствовать знания о лаптях (их цвете, форме, величине, материале, назначении).
2. Развивать связную речь. Тренинг речевого общения.
3. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.
4. Расширять словарь по лексической теме “Обувь”. Введение в словарь старых слов лапти, лыко, онучи.
5. Развивать мелкую моторику пальцев.
6. Воспитывать интерес к русской истории.
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы: „Эх, лапти мои, лапти липовые“» размещена в разделах
Оборудование: лапти; два чемодана с обувью; портреты Емели; ножницы; подносы; полоски коричневого цвета; карточки с написанными на них словами: лапти, лапотки, онучи, лыченица лыко; русская народная музыка; магнитофон.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент.
Логопед настраивает детей на занятие, упор делается на речевую деятельность, а в это время в группу под русскую народную музыку входит Емеля с 2 чемоданами.
2 часть. Беседа.
Емеля садится на пол и вытаскивает всю обувь из чемоданов.
Логопед: Емеля, а что ты делаешь?
Емеля: Не видите, что ли, разбираю.
Логопед: Емеля, ты меня, конечно, извини, но ты не вовремя, у нас занятие.
Емеля: Какое еще занятие? Мне нужно разобраться, что у меня здесь есть.
Логопед: Ребята, что же нам принесет Емеля, Как назвать все это одним словом? (Это обувь). Емеля, может тебе помочь?
Емеля: Помогите уж, пожалуйста, а то я с этой обувью совсем замучился.
Логопед: Ребята, посмотрите, а чемоданы у Емели не простые, а с какими-то значками.
Емеля: Да, на одном у меня солнышко, а на другом снежинка.
Логопед: Всю обувь нужно разложить по чемоданам. Одну обувь мы носим… (Зимой). А другую? (Летом). Значит, обувь бывает… (Зимняя и летняя). Давайте называть и раскладывать обувь по чемоданам. (Дети называют обувь, кладут ее в нужный чемодан, объясняют свой выбор). Посмотрите, а какая-то еще у нас осталась обувь, которая не попала ни в тот, ни в другой чемодан. Вот кроссовки и кеды, к какой обуви отнесем? (К спортивной). А сапоги? (Ответы детей). Да и сапоги у нас разные, одни из кожи, значит они (Кожаные). Другие? (Резиновые). А последние сапожки из войлока, то есть они какие? (Войлочные).
Емеля: Хитрые какие! Всю обувь разложили, а про меня забыли. А что у меня на ногах? (Лапти). Эх, лапти мои лапти самоходочки.
Логопед: Действительно, это лапти. Емеля, ты пока сядь, отдохни и послушай, как ребята будут отвечать. (Емеля садится на стул).
В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти. Как вы думаете, из какого чемодана лапти? (Ответы детей). Лапти на самом деле носили и зимой и летом. Одно плохо – лапти быстро снашивались летом за 3 дня, а зимой за десять. Летом лапти снашивались быстрее потому, что люди много работали, и приходилось им далеко ходить. Ребята, а как ласково можно назвать лапти. (Лапоточки). А еще как? Я вам немного помогу. Давайте прочитаем еще одно ласковое название лаптей. (Один ребенок читает слово лапопоточки).
Из чего же плели лапти?
Емеля: Из чего плели не знаю, а загадку помню.
Логопед: Загадывай свою загадку.
Емеля: С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все обижают –
Шкурку тонкую сдирают.
Логопед: Что же это за дерево такое? (Липа). Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору, или как говорили в народе “драли лыко”. Поэтому в старину лапти называли еще по-другому. (Один ребенок читает слово лыченица). Так же лапти плели из бересты. С какого дерева эта кора? (С березы). Лапти из бересты считались праздничными. Посмотрите, как красиво сплетены лапти. Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Давайте повнимательнее рассмотрим лапти. Возьмите их в руки. Будьте осторожны с ними, эти лапти из музея. Какие же лапти? (Жесткие, липовые, большие, маленькие). Ноги в лаптях дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух. Можно сплести лапти любого размера. А зачем нужны вот эти завязки? (Чтобы лапти не сваливались с ног).
3 часть. Физкультминутка.
Логопед: Емеля, ребята у нас что-то засиделись. Поиграл бы с нами немножко.
Емеля: Конечно, поиграю. В круг скорей вставайте и с Емелей поиграйте. У меня в руках что? (Лапти). Вы должны будете передавать друг другу под музыку лапти, как только музыка прекратится, тот, у кого в этот момент окажутся лапти, должен будет обуть их и станцевать со мной. (В конце игры Емеля хвалит детей).
4 часть. Закрепительная. Плетение лаптей.
Емеля: Спасибо вам, ребята! Теперь-то я знаю, в какой обуви хожу. За то, что вы мне помогли, я подарю вам свои портреты. (Раздает портреты детям и логопеду).
Логопед: Ребята, по-моему, что-то не хватает в портрете? (Лапти не закончены).
Емеля: Ой, горе какое! Я же уже все портреты раздал.
Логопед: Ничего, ребята тебе помогут, мы сейчас доплетем лапти. Ребята, садитесь за столы, у вас есть полосочки, с помощью которых мы поправим лапти Емели
Емеля: Какие узенькие полосочки, а ребята точно справятся?
Логопед: Вот мы сейчас с тобой и посмотрим, как дети умеют плести лапти. ( Емеля с логопедом ходят и смотрят за выполнением работы и задают вопросы:
Что ты делаешь?
Чем ты занимаешься?
Что ты уже сделал?
Что ты будешь сейчас делать)
Логопед: Емеля, портрет мы твой поправили, лапти доплели.
Емеля: Да, получились как новенькие. Опять вы меня выручили. Спасибо вам, ребята! (Емеля пожимает руки детям). Но мне пора возвращаться в сказку. До свидания! Эх, лапти мои, лапти липовые, возвратите вы меня в сказку дивную. (Емеля берёт чемоданы и уходит под музыку).
Логопед: До свидания, Емеля!
5 часть. Итог.
Логопед: Емелю мы проводили, и наше занятие подходит к концу.
О какой обуви мы сегодня говорили? (О лаптях).
С какими новыми словами познакомились? (Дети читают слова).
Чем хороши лапти? А чем плохи? (Рассуждения детей).
На этом наше занятие окончено.