Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА.
Предмет - "Развитие речи".
Тема: «Слова-друзья» - 1 час.
Образовательная цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».
Деятельностная цель: формировать способности детей к новому действию - применение в своей речи слов близких по значению.
Задачи:
- обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;
Публикация «Конспект занятия „Синонимы“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
- воспитательные: воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.
Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.
Личностные действия: имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия, ориентироваться в своей системе знаний: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Основные понятия: слова-друзья (синонимы).
Словарная работа: улей, приятель.
Межпредметные связи: удивительный мир, физкультура, детская литература.
Ресурсы:
1. Дидактический материал: набор «Узнай настроение».
2. Аудиозапись: весёлый детский смех, любая спокойная музыка.
3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.
4. Пазлы: «Лиса», «Заяц».
5. Наклейки для детей.
Список используемой литературы:
1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М. : Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);
2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М. : Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
Тип урока:открытие нового знания.
Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цель этапа: включение в деятельность.
Приветствие детей. Позитивный настрой на работу.
Слайд 1. Организация занятия.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели все учтиво.
Мы с улыбочкой вздохнём
И занятие начнём!
Слайд 2. Настроение детей.
Проверка готовности к занятию.
- Прежде чем приступить к занятию, ребята, я хочу узнать ваше настроение.
- У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.
2. Стадия вызова.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.
- Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
3. Постановка цели (целеполагание).
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
- Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
Слайд 3. Автобус.
- Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?
- И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.
4. Актуализация знаний.
Цель этапа: организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.
Слайд 4. Смайлики плохого настроения.
- Рассмотрите смайлики и определите их настроение.
- Сердится.
- Обижается.
- Злится.
Слайд 5. Смайлики хорошего настроения.
- Улыбается.
- Радуется.
- Смеётся.
- Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…
(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Рассматривают смайлики, определяют их настроение.
А остальные проверяют их.
5. Открытие нового знания.
Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения.
- Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
Например:
большой человек - огромный человек – громадный человек;
- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
Слайд 6. Гулливер.
- Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
Слайд 7. Дюймовочка.
- А вы помните, кто спас Дюймовочку?
- Конечно, её друзья.
- И у слов есть друзья.
- Большой - огромный – громадный; маленькая - крошечная – малюсенькая - слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».
- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
Слайд 8. «Зайкина избушка».
- Давайте вспомним эту сказку
(«Зайкина избушка»).
Слайд 9. Лиса обманщица.
- Кого обманула лиса?
-Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
- Какая лиса?
- Обманщица, врунья.
- А кто зайке помог?
Слайд 10. Петушок.
- Какой петушок?
- Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Слайд 11. Река.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.
Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.
Подбирают слова близкие по значению.
Физ. минутка
Слайд 12. Упражнение лодочка.
- Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
6. Закрепление новых знаний.
Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.
Словарная работа.
Слайд 13. Берёзовая роща.
- Посмотрите, где мы оказались? В лесу.
- Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.
Слайд 14. Медвежата и улей.
- Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?
Слайд 15. Медвежонок и медведица.
Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.
- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.
- Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Физ. минутка
Слайд 16. Веселая разминка.
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
«Закрепление новых знаний».
Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.
Слайд 17. Зарядка для глаз.
- В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Слайд 18. Пословица.
- А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
- Назовите слова-синонимы.
- Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Знакомятся с новым словом.
Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.
Зарядка для глаз.
Слайд 19. Зарядка для рук.
- Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
- А теперь пришло время найти друзей.
Игра «Найди друзей».
Слайд 20. Игра «Найди друзей».
- Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
- Нужны слова-друзья? Для чего?
- Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Слайд 21. Лес.
- Теперь не страшно идти по лесу.
- А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)
Слайд 22. Заяц и лиса.
- Что у первой группы получилось?
- Что у второй группы получилось?
- Лиса и заяц друзья?
- Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. Выбирают слова-друзья.
Делают вывод совместно с педагогом.
Из пазлов собирают животных: лису, зайца.
Работают в группах.
7. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
- Вам понравилось путешествие?
- С какими словами вы познакомились?
- Назовите слова – друзья.
Слайд 23. Настроение.
- Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому было грустно. Почему? - А теперь дети, которые были активными и внимательными, получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.
-На занятии мне понравилось потому, что…
- Мне было трудно потому, что…
- Мне было грустно потому, что…
-Я понял (а…