Антонина Сеньшинова
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Нужны ли нам цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР –детский сад №2
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
( с использованием технологий: моделирование, проектирование, экспериментирование, музейная педагогика)
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Нужны ли нам цветы“» размещена в разделах
- формировать у детей обобщённое представление о цветах и их значении для всех живущих на планете;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
-развивать логическое мышление, внимание и память;
-формировать интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».
Предварительная работа: создание музея «Цветы», просмотр мультфильма по сказке Бажова «Хозяйка медной горы». Чтение произведения И. Гуриной «Как появился цветок».
Материалы: Музей Цветов, иллюстрации, предметные картинки, коллекции открыток, технологические карты проведения опытов с растениями, слайд- презентации: «Цветы – барометры», «Цветочные часы»; лекарственные растения, галерея детских работ «Мои любимые цветы», д/игры «Чудеса преображения», «Цветочные часы», репродукции картин «Роза» ГерасимовА., «Полевые цветы в серебряной вазе» Е. Романова, «Флоксы» В. Космина, аудиозапись вальса Штрауса «Розы с юга», заготовки цветов для составления икебаны.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами смотрели мультфильм «Каменный цветок». Вы помните хозяйку Медной горы? Мне пришло известие, что она хочет, чтобы все цветы оказались в ее подземном дворце и росли там. Как вы думаете, возможно ли это? Что может произойти, если вдруг все цветы окажутся в каменном подземелье?
- Цветы там погибнут.
- А почему вы так думаете? (ответы детей) Что необходимо цветам для жизни?
- Свет, вода, тепло, земля.
1. Опытно-экспериментальная работа (дневники наблюдений)
- Давайте вспомним, какие опыты и наблюдения мы с вами проводили, чтобы доказать это. Посмотрите на листочек нашего дневника наблюдений, где вы делали зарисовки, как растение поворачивается к свету. Вспомните и расскажите, что происходило с растением во время нашего наблюдения?
- На подоконнике стоял цветок. Его веточки наклонились к стеклу. Мы повернули его в другую сторону. Через неделю его веточки опять наклонились к стеклу. Мы снова повернули растение в другую сторону, но через неделю произошло то же самое – веточки снова смотрели в окно.
- Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?
-Цветок все время тянется к свету, значит свет ему очень нужен.
(Дети рассматривают дневник наблюдений за цветами с зарисовками).
Воспитатель: Теперь давайте вспомним, какие опыты мы проводили, чтобы узнать пьют ли цветы воду. Посмотрите на фотографии в нашем дневнике. Что за опыт на первой странице?
Воспитатель: в стакан с водой поставили цветок и отметили, сколько воды было в стакане, а когда через несколько дней посмотрели, воды в стакане стало меньше.
- Куда делась вода?
- Мы подумали, что цветок ее выпил.
Воспитатель: чтобы подтвердить это, мы провели еще один опыт. Какой? Посмотрите на следующие фото. Вспомнили? Кто хочет рассказать об этом опыте?
- Мы налили в стакан не простую воду, а подкрашенную, и поставили в эту воду белый цветок. Через некоторое время цветок стал голубым.
- Как вы думаете, почему?
- Он напился синей воды.
Воспитатель: дети, а помните, что случилось с нашими комнатными цветами летом, когда стояла жаркая погода, а у нас было несколько выходных, и цветы никто не поливал?
- Цветы завяли. А когда мы стали их поливать, они постепенно ожили.
- Так какой вывод можно сделать из этих опытов и наблюдений?
- Цветам нужна вода, без нее они погибнут.
- Вчера мы с вами ходили к клумбе. Какие изменения произошли на клумбе по сравнению с летом?
- Цветы почти все засохли.
- Почему, как вы думаете?
- Им, наверное, холодно.
- А посмотрите на цветок, который мы пересадили с клумбы в цветочный горшок и занесли в теплую комнату. Как он выглядит?
- Он не засох, красиво цветет.
- Значит, какой вывод можно сделать?
- Цветам необходимо тепло.
- Так какие условия нужны для хорошего роста и цветения растений?
- Вода, свет и тепло.
- Да, и мы это доказали при помощи опытов и наблюдений. Дети, так смогут ли цветы жить в подземном дворце, где холодно и нет солнечного света?
- Они там погибнут.
2. Беседа «Без цветов нет плодов», постановка проблемных вопросов.
Воспитатель: дети, а теперь давайте подумаем, какая жизнь будет на Земле без цветов, если они исчезнут? Скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего нужны цветы?
(Ответы детей : чтобы было красиво, чтобы дарить на праздники, чтобы украшать дом, чтобы сажать на клумбы, чтобы пчелки на них садились)
- Вы все верно сказали. Но сейчас мы поговорим о том, что многие растения являются пищей для людей, животных, птиц, насекомых. Это, прежде всего, овощи, фрукты, ягоды. Разве могут вырасти эти плоды, если у растений не будет цветов? Вспомните, откуда появляется крошечный огурчик? Вы, наверное, видели, что у некоторых огурцов, которые мама принесла с рынка или с огорода на кончике бывает желтенький цветочек. А прежде, чем на деревьях появятся вишенки, яблочки, персики, что вырастает на веточках? Верно, цветочки! «Как молоком облитые, стоят сады вишневые…», а «Яблони в цвету – какое чудо!»
( Просмотр слайд- презентации: вишневый сад, яблони в цвету, клубника цветет, цветущие огурцы и помидоры)
Воспитатель: Друзья, а вы когда-нибудь гуляли весной в цветущем саду? Слышали, как гудели пчелки, собирая цветочный нектар, который потом они превратят в душистый, сладкий, целебный мед? А из этих красивых, душистых цветочков вырастают потом чудесные, ароматные плоды!
А кто из вас собирал летом клубнику? Кроме ягод, что еще вы видели на кустиках? Верно, белые цветочки. Какое бы огородное или садовое растение вы ни назвали, у каждого, прежде чем появится плод, появляется цветок. Поэтому и говорят, что без цветов не будет и плодов.
3. Дидактическая игра «Чудеса преображения» (моделирование процесса)
- Давайте поиграем в игру «Чудеса преображения» - выстроим цепочку развития растения.
( Дети самостоятельно выстраивают цепочку: семя – росток – цветок - плод)
- Кто хочет рассказать, какая цепочка развития растения у него получилась?
(Ответы детей :)
- Дети, у кого-нибудь получилась цепочка без цветка?
- Нет.
- Какой можем сделать вывод?
- Без цветов нет плодов.
- А плоды для кого являются пищей?
- Для людей, для животных, птиц.
- А насекомые чем питаются?
- Пыльцой и нектаром цветов.
- Значит, цветы нам всем необходимы, без них мы будем голодны.
4. Дидактическая игра «Зеленая аптека»
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Зеленая аптека». Я буду называть болезнь, а вы подумайте и выберете в аптеке коробочку с цветками растения, которые помогают при этой болезни.
1. Отыщите растение, цветки которого могут помочь при ангине, простуде, насморке, а еще для заживления ран и ожогов.
- Календула.
- Верно. Лепестки ее сорвите,
Потом горло полощите.
При ангине и простуде
Лучше доктора не будет!
2. А цветки какого растения помогут нам при простуде, снизят высокую температуру, придадут сил?
- Цветки липы.
- Понюхайте, как они пахнут! Чем пахнут цветки липы?
- Медом.
- Цветки липы – прекрасные медоносы, липовый мед тоже отличный лекарь при простуде.
3. А теперь нужно выбрать растение, отвар из цветков которого используется для полоскания волос, чтобы они были красивые, блестящие, шелковистые.
- Ромашка.
- А при каких еще болезнях помогают цветки ромашки? Ромашка – отличный лекарь при ангине. Настоем цветков ромашки можно полоскать горло, промывать носик при простуде.
Ромашка – очень распространенное растение, ее можно встретить не только в нашем Краснодарском крае, но и по всей России, вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь».
5. Приготовление настоя (опытно-экспериментальная работа)
Воспитатель: дети, скоро наступит зима и, возможно, кому-то из вас или из ваших близких понадобится целебный настой от простуды. Сейчас мы пройдем в лабораторию и поучимся готовить такой настой. Вы должны внимательно наблюдать и помогать мне.
- Из каких лекарственных трав мы будем готовить противовоспалительный настой? Какие травы мы приобрели в нашей «Зеленой аптеке»?
- Календулу, ромашку и липовый цвет.
- Сначала нужно смешать травы. Насыпьте в миску по одной столовой ложке каждой травы, хорошо перемешайте. Теперь одну столовую ложку этого травяного сбора насыпать в чистую стеклянную или керамическую посуду.
( Дети помогают: отмеряют, насыпают, смешивают травы, высыпают в прозрачный заварочный чайник)
- Теперь я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите, пожалуйста, вода, которой я заливала травы, какого цвета была?
- Вода была бесцветная.
- Накроем настой крышкой и посмотрим, как изменяется цвет воды.
- Вода меняет цвет.
- Верно. Растения отдают воде свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться. Только помните, что готовить его нужно обязательно вместе со взрослыми, а то не только простуду, но еще и ожоги лечить придется. Мы оставим настой настаиваться, а сами сделаем вывод, что цветы не только дают нам пищу, но и в чем еще помогают?
- Еще они помогают нам при лечении разных болезней.
6. Динамическая пауза
Этюд «Оживи картинку»
Педагог читает рассказ «Цветок», дети под музыкальное сопровождение движениями, жестами и мимикой изображают услышанное.
Семечко долго спало в земле, ему было холодно и темно. Когда весной солнышко согрело землю, а девочка полила семечко водой из лейки, проклюнулся росточек. Он протиснулся на поверхность и потянулся к солнышку. Вскоре росточек превратился в стебелек, и на нем появился бутон. И вот однажды утром он развернул свои лепестки и подставил их солнышку. Все любовались и говорили: «Какой он красивый!».
7. Знакомство с цветами - барометрами.
Воспитатель: человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды происходят какие-либо изменения. Дело в том, что растения в отличие от животных не могут убежать или улететь, спрятаться от непогоды, поэтому они очень чувствительны и заблаговременно реагируют на малейшие изменения погоды.
Дети смотрят слайд- презентацию.
Воспитатель: одни растения перед дождем закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу:
* Цветы календулы, белой кувшинки, вьюнка, мать-и-мачехи закрываются - скоро дождик ожидается.
* Одуванчик не сдувается – скоро дождик ожидается.
* Одуванчик шар сжимает – дождик капать начинает.
- Другие растения перед дождем обильно выделяют ароматный нектар, привлекающий пчел и других насекомых.
* Цветы пахнут сильнее – на небе тучи чернее.
- Третьи «плачут» липкими капельками сока.
- Четвертые меняют положение листьев
* Листочки клевер прижимает – нас о дожде предупреждает.
* Клевер наклоняется – дождик начинается.
* Кислица листики сложила – нас о дожде предупредила.
Воспитатель: подмечая изменения в поведении растений, наблюдательные люди могут предсказать погоду. Растений таких много, их называют растениями-барометрами. Кто знает, что такое барометр?
- Барометр – это прибор, который помогает узнать, какая будет погода.
- А как мы с вами определяем время?
- По часам.
- А еще как? Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, примерно определить время нам помогут растения. Их называют цветочными часами.
Выйди летом за село –
От цветов светлым-светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придешь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг – и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растенья
Знают все без исключенья.
От росы и до росы
Счет часам ведут часы.
На все лето каждый год
Солнце им дает завод. (В. Лукша «Удивительные часы»)
- В ясный солнечный день разные растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию. Например, знакомый вам одуванчик просыпается в 5 часов утра, а засыпает в 2-3 часа дня, а шиповник раскрывает лепестки один из первых (в 4-5 часов утра, а закрывает их в 6-7 часов вечера). И так целый день – одни цветы просыпаются, другие засыпают, но строго каждый в свое время. Поэтому, если знать расписание каждого цветка, можно узнавать по ним время. Только нужно помнить, что работают такие часы в солнечные дни, а в пасмурный же день или в ненастье «цветочные часы» дают сбой или не работают вовсе. Сейчас во многих городах в скверах, парках посажены цветочные часы. Они по-разному выглядят, но все очень красивы и интересны. Посмотрите, какие они!
(Просмотр слайд – презентации о цветочных часах.)
- А мы с детьми, которые ходили в эту группу до вас (они теперь школьники, смастерили свои цветочные часы. Хотите на них посмотреть?
(Рассматривание пособия «Цветочные часы»)
- Видите, ребята, какими удивительными способностями обладают цветы!
8. Составление букетов из растений-сухоцветов.
- Мир цветов – удивительный и сказочно прекрасный! Люди всегда восхищались цветами и пытались выразить свое восхищение в стихах, в чудесной музыке, художники писали картины, рукодельницы украшали цветами одежду, ковры, посуду. Мастера-умельцы украшали цветочной резьбой ставенки… Да всего и не перечислишь!
- Да и мы с вами и рисовали цветы, и лепили, и из бумаги складывали, и на клумбах сажали, и букеты составляли из срезанных цветов. В нашем музее Цветов собрано много предметов. А сегодня я предлагаю составить букеты из засушенных растений – такие букеты могут стоять очень долго и не испортятся. Распределитесь на группы, кто с кем хочет, пройдите в нашу творческую мастерскую.
На столах имеется весь необходимый материал: вазочки, веточки, растения-сухоцветы, проволочки, ленточки, пластилин… Придумывайте, договаривайтесь, работайте! Понадобится моя помощь – позовите.
(Практическая деятельность детей)
9. Итог занятия.
- Друзья, о чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Можем ли мы согласиться с тем, чтобы все цветы Хозяйка Медной горы забрала в свое поземное царство? Почему мы не можем с этим согласиться? Как себя будут чувствовать цветы в каменном подземелье? А как будут жить без цветов все обитатели Земли : и люди, и животные, и насекомые?
( Дети: цветы необходимы : они дают нам пищу, лечат нас, предсказывают погоду, помогают узнать время, радуют глаз своей красотой. Они имеют и много других удивительных свойств, поэтому цветы должны остаться на Земле).
Воспитатель: но что же делать? Хозяйка Медной горы очень расстроится, ведь ей тоже очень хочется любоваться цветами, может быть, мы сможем ей как-то помочь?
-Дети: Мы можем подарить ей букеты, которые сделали, а еще рисунки цветов, цветы, сделанные из бумаги.
- Я очень рада, что вы решили подарить Хозяйке Медной горы такую радость – видеть изображение красивых цветов, а живые цветы пусть останутся на Земле и радуют всех живущих на ней.