Ольга
Конспект занятия «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить дифференцировать звуки С и Ш в слогах, словах и предложениях.
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
-уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш;
-закреплять умение правильного произношения их в речи,
-Дифференцировать их в слогах, словах, предложениях;
-продолжать учить делить слова на слоги;
-учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.
Оборудование: зеркала, предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.
Организационный момент
(Создание положительной мотивации к занятию).
Игровое упражнение «Четвертый лишний»
Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка.
-Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?
-А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?
Ход занятия
1. Сообщение темы.
Логопед: Ребята, послушайте слова, назовите одинаковый первый звук в словах: шуба, шапка, штаны. (звук Ш)
Логопед: Послушайте и назовите одинаковый последний звук в словах: нос, лес, пояс (Звук С)
2. Сравнить артикуляцию звуков С и Ш, обратив внимание на положение языка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [С] и [Ш], обозначение.
-Звуки С и Ш какие они?
[С] - согласный, твёрдый, глухой.
[Ш] - согласный, твёрдый, глухой.
-Сегодня мы будем учиться различать звуки С и Ш на слух в слогах, словах, предложениях.
3. Развитие фонематического слуха.
-Слушай внимательно, повторяй старательно.
СА-СА-СА.
ША-ША-ША.
СА-ША-ША.
ША-СА-СА.
4. Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.
-Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш.
-с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т. д.
6. Отгадывание слов с пропущенными звуками (С и Ш).
-На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.
(. апка…уба,. умка,. ова,. ахматы,. каф,. апоги.)
7. Деление слов на слоги.
-Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т. д.
(Кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка).
8. Игровое упражнение «Найди пару».
-Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.
Стол-шкаф (Мебель,
Сандалии-шлепанцы (Обувь,
Шарф-сарафан (Одежда,
Стрекоза-шмель (Насекомые).
9. «Загадки»
Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.
«У порога плачет, когти прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет». (Кошка).
-Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш. (пушистая, смешная, шустрая, большая.)
-Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш. (спит, кушает, ест, шумит, шалит.)
10. Согласование существительных с прилагательными.
-Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки. (снег, одеяло, зайчики).
-Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу. (гном, кино, клоуны).
11. Звуковой анализ слов. «суп», «шум».
-Все кошки любят молочный суп, составь звуковую схему слова «суп».
Разбор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.
-Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает ….
-Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М. (шум)
Анализ и синтез слова «шум». Разбор схемы слова.
12. Выделение слов на звуки С и Ш из текста.
-Послушай рассказ и потом попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.
«У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».
13. Итог занятия.
-Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях? (Звуки С и Ш). Какие это звуки? (Согласные, твердые, глухие. Обозначаем фишкой синего цвета).