Елена Белевцева
Конспект занятия «Бумага и ее свойства»
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
Развивающие:
пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Бумага и ее свойства“» размещена в разделах
воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Активизация словаря: Экспериментировать, эксперимент,
Методы работы: словестный, наглядный
Материал и оборудование: сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.
Используемые технологии: познавательно-исследовательская деятельность.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг - друга.
Станем в круг.
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит, нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой»
- Правильно ребята, это бумага. (лежат в сундучке разные виды бумаги)
Беседа о бумаге.
Воспитатель:
— Для чего нужна бумага (ответы детей)
— Как вы думаете, бумага была всегда? (ответы детей)
— На чем писали древние люди? (На камнях.) Воспитатель показывает бересту.
- Удобен ли был такой способ письма (ответы детей)
Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.)
- Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)
– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага? (ответы детей).
Воспитатель: Привычная, нам бумага появилась в Китае во II веке. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем.
Ребята, почему, нужно экономить бумагу (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы меньше пришлось рубить деревьев. А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)
Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.
Экспериментальная деятельность
Опыт №1. «Волшебная бумага» предложить детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2. «Сминание бумаги»
Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой? и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?
предложить детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята это сделать?
Вывод: дерево из которого сделан кубик – прочное, твёрдое, а бумага – не прочная, мягкая, её можно смять.
Опыт № 3.«Сравнение бумаги»
Детям были предложены два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага.
Опыт № 4.«Разрывание бумаги»
Предложить детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее, чем бумага
Опыт № 5.«Вода и бумага»
Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.
Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла, но не рвалась.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Мы много опытов произвели с бумагой. Теперь я попрошу вас немного размяться
Физкультминутка:
По бумаге я бегу, (бег на месте)
Все умею, все могу,
Хочешь - домик, нарисую? (встать на носочки, руки вверх изображая крышу)
Хочешь - елочку в снегу, (приседание)
Хочешь - дядю, хочешь – сад, (повороты в сторону руки на пояс)
Мне, любой ребенок рад! (прыжки на месте)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте продолжим наши эксперименты.
Опыт № 6.«Шуршащая или поющая бумага».
Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?. Для этого опыта предложить взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
Опыт № 7. «Склеивание бумаги»
Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.
Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.
Вывод: бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 8. «Летающая бумага»
Предложить детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
Заключительная часть:
Игра «Волшебная бумага»
Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.)
А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.)
Выводы исследований:
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Ткань прочнее бумаги.
5. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
6. При смятии бумага издаёт звук.
7. Бумага разлетается при ветре.
8. Бумагу можно склеивать.