Ирина Макарова
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте с элементами логоритмики «Звук [Ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [Ш] и буква Ш.
Цель: Развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
2) развивать фонематическое восприятие;
3) развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением; физиологическое дыхание
4) развивать внимание, память, мышление;
образовательные:
1) обучать умению выделять существенные признаки звука;
2) продолжать учить производить звуковой анализ слов,
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3) упражнять в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец);
4) познакомить детей с буквой Ш;
5) закрепить зрительный образ буквы Ш;
воспитательные:
1) воспитывать умение слушать взрослого;
2) формировать положительную мотивацию на занятии.
Ход занятия.
I. Вводная часть
Дети заходят в зал и встают полукругом (фонограмма «Музыка счастья» из к/ф «Усатый нянь»)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
II. Основная часть
1) Логопедическая гимнастика «Потягушки»
Потягушки – потягушки! Дети потягивают руками в стороны – вверх
Просыпайтесь, мои ушки! Потягивают пальчиками за мочки ушей
Просыпайтесь, мои губки! Вытягивают губки трубочкой
Просыпайтесь, мои зубки! Показывают зубки («заборчик»)
Надувайтесь, мои щечки, Надувают щеки
Словно два больших мешочка Хлопают ладошками по щекам
Глазки, глазки, открывайтесь, Проводят указательными пальцами по векам
Просыпайтесь, просыпайтесь! Моргают
Зубки острые, кусайтесь! Покусывают зубками сначала верхнюю губу, потом нижнюю
Губки, губки, улыбайтесь! Улыбаются, растягивая губы
С ваших красивых улыбок, мы и начинаем наше занятие.
Дети садятся за столы.
Организационно-поисковый
1. Сообщение темы: Занятие начинается с сюрпризного момента.
- На адрес нашей группы пришло письмо-послание. Давайте его, прочитаем (чтение письма).
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Фея звуков. Вы все знаете звуки. Страна, в которой они живут, находятся в книге. Эта книга называется «Букварь». Ее мог взять каждый ребенок почитать, вместе с учителем-логопедом, воспитателем и выполнить задания. А теперь эту книгу похитил Карабас-Барабас. Ребята, помогите, пожалуйста, вернуть «Букварь». А для этого вам нужно выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас. Но самое главное из «Букваря» выпала буква, а что это за буква вы догадайтесь сами. Послушайте внимательно стихотворение и определите, какой звук встречается чаще других.
Шура шубку надевала,
шарф и шапку потеряла. (Ответы детей)
- Вот такое вот послание для нас. Ну что, вы готовы на разные испытания, приготовленные Карабасом – Барабасом? Давайте вернем «Букварь» обратно и познакомимся со звуком и буквой «Ш»!
- Карабас – Барабас приготовил для нас задания.
- Напомните, а какой звук потерялся? (ответы воспитанников).
Давайте произнесем его: ш-ш-ш-ш-ш-ш. (Слайд 1 - Змея шипит)
А теперь надуйте свои животики как мячики. Делаем глубокий вдох, надуваем живот, делаем плавный выдох, произносим звук Ш-Ш-Ш, животик наш сдувается.
Какой это звук? Гласный или согласный? (согласный). Глухой или звонкий? Приложите ладошку к горлышку. Произнесите: ш-ш-ш-ш. Горлышко не работает, значит, звук какой? Конечно, глухой. И он всегда твердый. Обозначается синей фишкой (на доску разместить синюю фишку). (Слайд 2 хар-ка звуука)
- Итак, звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.
- А теперь перейдем к заданиям.
Ребята, нам нужно услышать звук Ш. Как только вы услышите звук Ш среди других звуков, сразу хлопните в ладоши: М, Ш, Ж, Т, Ш…
А теперь нужно услышать звук ш в слогах. Если звук находится в начале слога, то руки поднимаем вверх, если в конце слога, то топаем ногами.
Ша, По, ОШ, СА, ШУ, ЭШ, ЖА…
А теперь посмотрите на экран
• Найди лишнюю картинку. Определи первый звук в ее названии (3, 4, 5 слайд) (Ответы детей)
• Найди картинку со звуком Ш. Укажи правильную схему (6, 7 слайд) (Ответы детей)
• Предметы назовите, место звука Ш определите, в нужную корзину положите (слайд 8) (Ответы детей)
• Найдите картинку с одним слогом (Слайд 9) (Ответы детей)
• Найдите картинку с двумя слогами (Слайд 10) (Ответы детей)
• Физминутка (Музыкальное сопровождение) движение и музыка
(Слайд 11)
Буква Ш.
(Слайд 12) Смотрите, сколько шариков на экране, нам нужно найти только шарики с буквой Ш.
Задание на карточках (Самостоятельная работа)
Стук в дверь. За дверью воздушные шары.
- Посмотрите, какие разноцветные шары. Но шары не простые. На каждом шарике буква Ш.
Рефлексивно-корригирующий.
Ребята как вы думаете, нашли мы букву, все ли узнали о звуке. (Ответы детей)
- Молодцы! Давайте мы поблагодарим наших гостей, что пришли посмотреть на нас и отправимся в группу. Спасибо!
Произносят звук, выполняют дыхательное упражнение
Слушают задание.
Рефлексивно-корригирующий Ребята как вы думаете, нашли мы букву, все ли узнали о звуке. (Ответы детей)
- Молодцы! Давайте мы поблагодарим наших гостей, что пришли посмотреть на нас и отправимся в группу. Спасибо! Ответы детей