Меркушева Ирина
Конспект занятия «Будь природе другом»
Цель: учить детей бережно относиться к природе, быть другом природы.
Задачи: формировать у учащихся осознанное бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес к природе у детей, речь, логическое мышление; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия „Будь природе другом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Оборудование: проектор, плакат «Будь природе другом», ладошки из цветной бумаги, картинки с изображением природы, видеоролик «Будь природе другом», конверты с пословицами, картинки с правилами поведения в природе, презентация «Будь природе другом».
Ход занятия:
1. Организационный момент (5 -7)
1) Стихотворение о природе. (Читает учитель)
Природа родная,
В тебе растворяюсь,
Краски и звуки жадно ловлю.
Пред красою Земли преклоняюсь,
Я этот мир бесконечно люблю.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
2).Сообщение темы и цели занятия.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Да, мы будем говорить о природе, а точнее, что значит быть природе другом. Сегодня на занятии мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь. К концу занятия подготовим экологический плакат «Будь природе другом».
2. Вводная беседа. (5 мин.)
1). Беседа на тему «Экология».
- Ребята, а вы слышали когда-нибудь такое выражение : «Человек-царь природы»? Как вы считаете, так ли это (ответы детей)
- Действительно, ведь человек-это тоже часть природы. Кто человек без нее? Вода, воздух, леса, поля, цветы, пение птиц, шелест листьев, дождь, снег–все это природа щедро дарит нам, взамен лишь просит бережного к себе отношения.
- А что такое экология? Кто-нибудь знает?
- Экология-это наука о нашем доме, о планете Земля, о том, как существовать вместе живым организмам и окружающей среде. «Эко» по-гречески «дом», «Логос»- «наука». (слайд)
- Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «Эколог».
- А кто такой эколог?
- Правильно, эколог пытается помочь людям разобраться в том, как научиться жить природе и человеку дружно.
3. Основная часть (15-20)
1) Игра «Угадай правило».
Педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими словами передают смысл правила.
Правила: береги муравейники, не разоряй гнёзд, не рви цветы, не уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу, не мусори и др.
- Молодцы, теперь мы с вами знаем правила, которые помогут нам стать друзьями природы.
2) Беседа по рассказу В. Малиновского «Ромашковая поляна» (слайд)
- А сейчас сядьте поудобнее и послушайте рассказ, а потом мы с вами обсудим, о чем он. (чтение рассказа учителем).
Я бывал здесь чуть ли не каждый день. Приезжал обычно вечером после работы, садился на потемневший от времени еловый пенек и смотрел. Просто смотрел на белое чудо, раскинувшееся у моих ног. И от сердца отходили мелкие суетные невзгоды. Жизнь казалась удивительно чистой и прозрачной, как лесной ручей, что журчал за моей спиной в ольховой лощине.
Правда, иногда мне было немного странно, что небольшая, сплошь усыпанная золотисто-белыми крупными ромашками поляна, остается целой и невредимой здесь, неподалеку от города. Но проходил день за днем, а цветы по-прежнему жили своей жизнью. По-прежнему над ними ласково гудели шмели, и, точно отвечая им, в такт слабым порывам ветра, ромашки задумчиво покачивали головами.
Потом я не был на поляне несколько дней. Но наконец-то выбрал вечерок и на велосипеде, как всегда, покатил к своим ромашкам. Знакомый поворот.
Но что это!
Лесную заброшенную дорогу разрезали колеса автомашины. Невольно ускорил шаги. Вот и ромашковая поляна. Ее было не узнать. Прямо посредине в ошметках грязи пролегла автомобильная колея. С краю, напротив елового пенька, чернели головешки потухшего костра. Рядом валялись пустые консервные банки, осколки битых бутылок, обрывки газет. От былого ромашкового чуда остались лишь редкие золотисто-желтые островки. Я прошелся по поляне, на которую еще недавно не смел ступить, посидел на любимом пеньке. Но прежнего чувства спокойствия и умиротворения не наступило. Напротив, в душе поднялась боль и обида.
Как мог, я убрал разбросанный хлам. Банки, стекло, газеты отнес в лес, выбросил в яму. Но горечь и обида не оставляли меня. Мучительно хотелось, чтобы это чувство хотя бы немного испытал тот, кто обезобразил, изуродовал ромашковую поляну. Чтобы до него дошло, что он обезобразил и изуродовал не просто клочок земли, покрытый цветами, а землю, нашу кормилицу, огромную, но хрупкую, судьба которой зависит от каждого из нас.
- Скажите, какое у вас возникло впечатление после прослушанного рассказа?
- Возникает ли боль и обида от того, что вы услышали?
- Почему такое отношение опасно для самого человека?
- Как вы думаете, от кого или от чего зависит наше будущее на планете?
3) Физминутка
Игра «Если я приду в лесок»
-Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, хлопаем в ладоши, если плохо, топаем ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (топаем)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (топаем)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопаем)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хлопаем)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (топаем)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (топаем)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хлопаю)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хлопаю)
-Молодцы, мы настоящие друзья природы и знаем как поступать хорошо, а как нехорошо.
4) Игра «Собери пословицу»
На столе лежат 2 конверта с пословицами, детям нужно собрать пословицу правильно и объяснить ее смысл. Учащиеся делятся на 2 команды.
«Что сегодня сбережешь, завтра пригодится»
«Кто землю лелеет, того и земля жалеет»
5) Экологический светофор.
На магнитной доске вывешивается таблица с различными экологическими ситуациями. Дети должны определить, какие из них несут вред, в каких необходимо соблюдать меру и правила, а какие – полезны для природы и не несу никакой опасности. Каждому критерию соответствует цвет –красный– стой, желтый– будь осторожен, зеленый– твои действия полезны для природы. Дети закрашивают круги напротив написанной ситуации соответствующим цветом, объясняя свой выбор.
- дети наблюдают за муравьями (зеленый)
- дети оставили костер в лесу (красный)
- девочки не стали рвать ландыши в лесу (зеленый)
- ребята увидели гнездо в траве (желтый)
- ребята ходят в парке только по тропинкам (зеленый)
- ребята поймали воробья и посадили в клетку (красный)
- люди моют машину в реке (красный)
- ученики высаживают деревья возле школы (зеленый)
Молодцы, наш экологический светофор готов, и мы с вами знаем, что вредно, а что полезно для природы.
6) Создание экологического плаката «Будь природе другом»
На столе лежат ладошки разных цветов, каждому учащемуся предлагается выбрать тот цвет, который соответствует его настроению на данный момент. На ладошках учитель предлагает написать то, что по мнению детей нужно сделать самому человеку и всем нам, чтобы наша планета была чистой, здоровой, цветущей. Ладошки наклеиваются на плакат, в центре которого изображена Земля.
- Посмотрев и услышав ваши пожелания, я точно знаю, что вы не будете обижать и губить природу, а значит, будете для нее настоящими друзьями.
4. Закрепление. (5 мин.)
1) Чтение детьми заранее подготовленных стихотворений
Надо природу беречь и лелеять,
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом,
Что нынче посеем, то завтра пожнем.
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица с небом, как поле с лугом.
Как ветер с полем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым близким своим друзьям.
4. Итог занятия. (5 – 7)
Просмотр видеоролика «Будь природе другом»
- Ребята, что самое главное мы с вами сегодня усвоили?
- Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Дети выбирают).
- Благодарю за внимание.