Юлия Федорова
Конспект музыкального занятия «Первые признаки зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы ; уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас детей; формировать диалогическую речь; развивать слух, память, внимание, культуру восприятия, воображения, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту природы; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Предварительная работа:
1. Слушание классической музыки : «Времена года» П. Чайковского, «Фея Зимы» С. Прокофьева.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Первые признаки зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
2. Знакомство с картинами И. И. Шишкина «Зима», А. М. Васнецова «Снег идёт», Н. Н. Дубовского «Морозное утро».
3. Разучивание песен, попевок, пальчиковых игр по данной теме.
4. Слушание звуков зимы, зимнего леса.
Оборудование:
Аудиозапись звуков природы, музыки.
Экологические пиктограммы
Музыкальные инструменты, шумовые инструмнты.
Ход занятия:
(Дети заходят в зал под спокойную классическую музыку - «Зима» А. Вивальди) и останавливаются возле зимних пейзажей, рассматривают их.
Музыкальный руководитель :
Снег, да снежные узоры.
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День - коньки, снежки, салазки,
Вечер – бабушкины сказки! Что это?
Дети
Зима (заставка на экране «Зима»)
Музыкальный руководитель :
Правильно зима. О зиме мы сегодня и поговорим, ведь сегодня- первый день наступления зимы. А какая же зима без снега?
Вот и я пришла не с пустыми руками, а со снегом, и охотно поделюсь с вами частичками снега (раздаёт снежинки). Давайте встанем в кружок и покружимся в снежном танце как снежинки лёгкие, невесомые, пушистые.
(импровизация под «Декабрь» П. И. Чайковского).
Музыкальный руководитель :
Ребятки, а вы слышали, какая красивая, волшебная мелодия звучала сейчас. Как ещё можно о ней сказать? Какая она? (ответы детей).
Музыкальный руководитель дополняет ответы детей (лёгкая, зимняя, пушистая, снежная).
А какие радости вам приносит зима? Чем вы любите заниматься зимой?
Дети
(кататься на санках, на лыжах, лепить снеговиков и т. д.) (снежинки после ответов собираются)
Музыкальный руководитель :
А по каким приметам мы узнаём, что наступила зима?
Дети
Выпал снег, деревья стоят голые, дни стали короче и длиннее ночи, птиц перелётных не стало, речки покрылись льдом, люди надели тёплую одежду.
Музыкальный руководитель :
Любит русский народ зимушку, много пословиц и поговорок сложил о зиме. А какие пословицы о зиме вы знаете?
(Мороз невелик - а стоять не велит.
В зимний холод всякий молод.
Много снега – много хлеба.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Музыкальный руководитель :
Зима очень красивое время года, многие поэты писали стихотворения о зиме.
(С. Есенин «Белая берёза»)
Музыкальный руководитель :
Зимой для ребят очень много забав, давайте споём об этом песню.
(песня «Зимушка хрустальная»)
Музыкальный руководитель :
А скажите мне, почему зимушку называют хрустальной?
Дети
Она вся состоит из льдинок и снежинок.
Музыкальный руководитель
Правильно. И я предлагаю вам сыграть звонкую хрустальную музыку зимы. А помогут нам в этом взрослые.
Дети играют на треугольниках и листами пергаментной бумаги.
Взрослые подыгрывают на хрустальных стаканчиках с помощью палочек.
(Игра в оркестре «Вальс-шутка» Д. Шостакович) присаживаются
(влетает Сорока)
Сорока
Последние новости! Последние новости! Произошло чудо! Спешите все в сказочный лес! (улетает)
Музыкальный руководитель
Дети, а вы хотите узнать, что же случилось в сказочном лесу?
Но чтобы попасть в сказочный лес надо быть настоящими знатоками леса. А вы хорошо знаете лес? Тогда с заданиями справитесь наверняка. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу (пиктограммы «Правила поведения в лесу» на экране) Ответы детей.
Музыкальный руководитель
Чтобы отправиться в такое необычное путешествие, нужно быть очень внимательным и хорошо знать звуки природы (звуки зимней природы) Ответы детей.
Музыкальный руководитель
Все задания мы выполнили, можно отправляться в путь. Но путь предстоит не близкий. Мы пройдём по высоким сугробам, по непроходимым тропам, по густым чащам. У меня есть волшебная дудочка, она будет указывать вам направление.
Игра «Будь внимательным!»
Высокие сугробы (высоко поднимая ноги)
Непроходимы тропы (змейкой)
Густые чащи (спиной назад) (под музыку).
Музыкальный руководитель
Вот мы и пришли, можно присесть и отдохнуть.
(Дети садятся)
Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - Мы свои.
Но, что за чудо произошло в лесу?
Дети:
Не облетела листва; птицы не улетели в тёплые края, не выпал снег, некоторые животные не впали в спячку.
Музыкальный руководитель
Дети, какое время года осталось в лесу? (осень)
Когда Зимушка устроила первый снегопад в лесу, закрутила первые метели, то увидела, что звери плохо подготовились к зиме: и корма мало запасли и шубки не поменяли, не все деревья листву сбросили, жалко ей стало зверей и решила она, дать время животным, растениям хорошо подготовиться к зиме скрылась она в своём ледяном дворце и больше её здесь не видели.
Музыкальный руководитель
Я думаю, что мы сможем помочь обитателям волшебного леса, мы позовем Зимушку, и попросим её вступить в свои права. Но сначала надо навести порядок в сказочном лесу. Нам надо отправить всех перелётных птиц на юг, а зимующих оставить в лесу (Один ребенок отбирает перелетных птиц, другой зимующих птиц).
Музыкальный руководитель
Итак, в лесу остались зимующие птицы, а перелётных мы отправили на юг. А кто же ещё остался в лесу? (дикие животные А как же должны зимовать дикие животные? Как зимует медведь, белочка, лисичка, заяц, ёж. (показ животных на экране и ответы детей).
Музыкальный руководитель
Молодцы, со всеми заданиями справились, порядок в сказочном лесу навели, можно и хоровод поводить.
(хоровод «Белые в декабре»)
А теперь давайте на лесной полянке поиграем в прятки. Выбирайте инструменты.
«Игра в прятки» (элементарное музицирование).
«Сыграем в прятки» – сказала луна
С неба скатившись в лес (глиссандо на ксилофонах)
«Сыграем в прятки» – сказал ветерок
И за холмом исчез (игра с бумажными листочками)
«Сыграем в прятки» – сказала река
И к морю отправилась в путь (дуть на воду в стакане или через соломку)
«Сыграем в прятки» – сказала звезда
И спряталась за облака (лёгкие прикосновения молоточками к металлофонам)
«Сыграем в прятки» – сказала зима
Покрыв всё искристым снежком (волна на арфах, цитре)
«Сыграем в прятки» – сказал зимний лес
И погрузился в сон (все инструменты тихо играют и затихают).
(входит Зима)
(Дети садятся на стулья, а из домика выходит Зима)
Я - волшебница Зима,
Строю замки изо льда.
Кто в лесу моём гуляет?
Звонко песни распевает?
Музыкальный руководитель
Зима, мы пришли за тобой, чтобы сказать, что пора и в лесу быть зиме. Вот и звери уже подготовились, и сейчас они об этом расскажут (появляются медведь, заяц, еж)
Заяц Я - Зайчик шубку поменял, зимой быть серым не могу, заметен буду на снегу.
Медведь: В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима придет опять. Пусть мне во сне приснится мед, проснусь, когда весна придет!
Еж: Я тоже буду спать, как мишка, я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил, устал я, выбился из сил,
Зима
Теперь я вижу, что животным будет хорошо зимой: и кормом запаслись и шубки поменяли. Быть в лесу зиме! (Звучит музыка метели, завывание ветра)
А давайте устроим настоящий снегопад. Помогите мне потрясти моё волшебное покрывало (ритмопластическое интонирование. Дети подкидывают покрывало в соответствии с музыкальным произведением)
Зима
Ну, вот теперь всё покрыто белым снегом. Спасибо вам за помощь!
(Зима прощается и уходит.)
Музыкальный руководитель
Вот и в лесу наступила зима. Всё покрыла снежным покрывалом. Тихо-тихо в зимнем лесу. Природа спит, отдыхает до весны.
(Танец «Зимняя сказка»)
Музыкальный руководитель
Ну, а нам ребята пора обратно в детский сад. Вставайте на моё волшебное облачко, оно перенесёт нас обратно (под волшебную музыку перенеслись).
Мы сегодня путешествовали в волшебный лес, говорили о зиме. И на память об этом удивительном путешествии я хочу вам подарить вот эти снежинки. Возьмите их в ручки.
Снежинки в ручки взяли (наклоняются)
К сердцу прижали (прижимают руки к груди)
К сердцу прижали и желанье загадали.
– Я думаю, ваше желание обязательно сбудется, ведь снежинки волшебные!