Анна Бармотина
Конспект занятия «Проказы матушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая
Цель:Обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного творчества. Учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их. Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы. Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии.
Задачи:
Воспитательные:
Темочки:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии. Воспитывать нравственные качества: бережное отношение к результатам своего труда и труда сверстников. Принимать активное участие в деятельности.
Развивающие:
Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы. Развивать эмоциональное восприятие музыкального произведения. Развивать творческие способности, воображение, эстетический вкус.
Образовательные:
Обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного творчества. Учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их. Закреплять знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях. Закреплять умение рисовать примакиванием.
Работа над словарем:
Обогащение словаря:Студень, студеный,стужа, диктор, прогноз погоды, трескучий мороз, белоснежная, заснеженная, обжигает лицо.
Активизация словаря: Зимушка-зима, декабрь, стужа, гололед, обморозить, метут метели, холодная, морозная.
Создание среды для организации и проведения интегративной деятельности:
Аудиозапись П. И. Чайковского «Зимнее утро». Стихотворение Е. Трутневой «Зимушка - зима». Картинки для игры «Что можно и что нельзя». Модели «грустное лицо» и «веселое лицо». Макет телевизора.
Для художественного творчества: бумага голубого тона, гуашь белая.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин с изображением зимы.
Ход интегративной деятельности
Части НОД Содержание Области Временной отрезок
1. Вводная часть Создание мотива для деятельности детей.
Воспитатель загадывает загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает?
Дети говорят отгадку.
-Почему вы так думаете? (ответы детей) Коммуникация
Художественное слово
Социализация 5 мин
Основная часть Беседа о зиме.
- Как вы думаете какого цвета больше зимой (ответы детей)
- Почему (ответы детей)
-Вот и поэтесса Елена Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в своем стихотворении. Давайте послушаем и убедимся, правы ли мы, когда говорим, что зимушка – зима белая.
Воспитатель читает:
Белой краской выкрасила
Все подряд зима:
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
- Что о зиме вы узнали из этого стихотворении (ответы детей)
- Какими еще словами можно сказать о зиме? (Белоснежная, зимушка – зима, заснеженная, холодная, морозная).
- Назовите первый месяц зимы. (ответы детей)
- В народе этот месяц называют «студень», «студеный», от слова «стужа». (Закрепить слова с детьми). В декабре на улице холодно, студено, стоит стужа, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу и настроение у детей и взрослых может быть вот такое. (Выставляется модель «грустное лицо»).
-Какое лицо у человечка? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на то, что лицо у человечка грустное, ему не хочется гулять: «А как вы думаете, почему?»(ответы детей)
(Зимой холодно, долго одеваться, мороженое есть нельзя, солнышко редко светит и не греет, мы не ходим гулять).
- И все же зимой бывает вот такое настроение. (Выставляется модель «веселое лицо»). Какое это настроение (ответы детей)
- Когда зимой бывает весело (ответы детей) (Катаемся на санках, играем в снежки, лепим снеговиков, приходит праздник Новый год).
- У русского народа есть много пословиц, поговорок и загадок о зиме и зимних явлениях, примет, которые предупреждают нас о плохой погоде. Давайте их вспомним: «Мороз невелик, да стоять не велит». «Много снега - много хлеба». «Береги нос в большой мороз». «Не огонь, а жжется» (Мороз). «Без рук рисует, без зубов кусает» (Мороз). «Рукой махнул, дерево погнул» (Ветер). «Кручу, верчу, знать никого не хочу» (Метель).
- Ребята, сегодня утром вы одевались в детский сад, мамы и папы собирались на работу, и всем хотелось узнать, как надо одеваться, какая сегодня погода. Где мы можем это узнать? (ответы детей)
- Да, нас знакомят с погодой по радио, по телевизору передает прогноз погоды диктор. (Объяснить это слово и закрепить его правильное произношение).
-А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня (ответы детей)
Давайте присядем у экрана нашего "телевизора" и послушаем прогноз погоды. А кто хочет быть диктором и познакомить нас с прогнозом погоды на сегодня?
( Ребенок рассказывает о погоде с помощью воспитателя: "Ночью был сильный мороз и ветер. Утром падал пушистый снег и на деревьях был иней. Днем будет светить солнышко и не будет ветра. Вечером ожидается метель и потепление. Будьте осторожны во время гололеда").
- Диктор нас предупредил, что будет гололед. Это опасно. Давайте вспомним о правилах поведения на льду и напомним своим братьям, сестрам и родителям о них. Поиграем в игру «Что можно, что нельзя». Я буду показывать картинки, а вы должны поднять кружок красный, когда так делать опасно, и зеленый, когда так можно делать.
- А еще я хочу вам напомнить, что на улице надо быть внимательным друг к другу во время прогулки: если мороз «укусил» за нос и он побелел, предупреди друга, пусть потрет варежкой, погреет.
Ребята, а сейчас мы послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Зимнее утро»
(прослушивание песни)
- Как вы думаете про что песня? (ответы детей)
-Правильно молодцы! А какая песня грустная или веселая и почему? (ответы детей)
- Молодцы!
Физ минутка
- Ребята, у нас наступила зима а снег почти весь растаял давайте мы с вами нарисуем снежинки чтоб у нас было весёлое зимнее настроение. Пройдемте к столу, на столе лежат бумага и краски.
(подводится итог-снегопад) Коммуникация
Художественное слово
Социализация
Познание
Музыка
Художественное творчество 20-25 мин
Заключительная часть -О каком времени года мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Как много мы сегодня узнали о зиме!
-Чем отличается зимняя погода от погоды в другое время года? (ответы детей)
- Какую мелодию мы слушали? (ответы детей)
-Что вы изобразили на своих рисунках? (ответы детей)
Педагог благодарит детей за работу. Коммуникация
Социализация 5 мин