Елена Андреева
НОД с детьми 5–6 лет на тему «Образ Бабы-яги в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Художественно- эстетическая:
Развивать воображение детей посредством восприятия музыки, характеризующей сказочный персонаж.
Развивать умение выражать в движениях музыкальный образ и настроение.
Продолжать развивать навыки выразительного исполнения песен.
Познавательная:
Способствовать расширению представлений о творчестве русского композитора П. И. Чайковского.
Социально-коммуникативная:
Публикация «НОД с детьми 5–6 лет на тему „Образ Бабы-яги в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать у детей чувство сплоченности, единства.
Материалы и оборудование:
1. Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор,
фонограмма музыкального произведения «Баба Яга» П. И. Чайковского.
2. Иллюстрация с изображением Бабы Яги. (И. Билибин)
3. Грецкие орехи по количеству детей.
Предварительная работа:
1. Прослушивание музыкальных произведений по теме «Сказка в музыке»
(С. Прокофьев «Сказочка», Г. Свиридов «Колдун»)
2. Чтение сказок и просмотр мультфильмов про Бабу Ягу («Гуси – лебеди»,
«Летучий голландец» и др.)
3. Разучивание муз. приветствия «Игра в гостей», песни «Баба Яга», логоритмической игры «Орешки».
Дети под музыку входят в зал.
Муз. приветствие «Игра в гостей.»
Муз. рук. :
Вот мы и поприветствовали всех, кто присутствует в зале! Ребята, я предлагаю вам присесть на стульчики.
(На фортепиано стоит Книга Сказок, принесенная из их группы)
Муз. рук: Я скажу вам по секрету, что в нашем зале музыкальном, как всегда, происходят чудеса. Вот и сегодня, придя в музыкальный зал, я увидела вот эту книгу. Вы знаете, что это за книга?
Дети: Это книга Сказок.
Муз. рук. : Какие сказки вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы, много знаете сказок.
А чтобы узнать о каком сказочном герое пойдет речь, нужно отгадать загадку.
Нос крючком,
Волосы торчком.
На метле летает,
След заметает.
Муз. рук. : Правильно, это Баба Яга. Она встречается во многих русских сказках.
А какой вы себе представляете Бабу Ягу? (ответы детей)
Вот какой её представляет художник. Посмотрите на картину. (Дети рассматривают иллюстрацию).
Портрет может быть нарисован не только красками, но и звуками. Музыка тоже может рассказывать сказки. Кто может написать музыкальную сказку? (Композитор.) Известный русский композитор П. И. Чайковский написал музыкальную пьесу, которую так и назвал «Баба Яга» и включил её в «Детский альбом».
Вот какая Баба Яга у него получилась.
Слушание произведения «Баба - Яга» П. И. Чайковский
Муз. рук. : Какая музыка по характеру? (музыка сердитая, тревожная, быстрая, отрывистая). Как вы думаете, что может делать Баба - Яга под такую музыку? Пьеса исполняется очень скоро. В самом начале музыка звучит угловато, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится громче. Слышится полёт бабы Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба Яга несется, мчится в ступе или на метле над лесом, облетая свои владения, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.
Послушаем пьесу еще раз и представим себе Бабу Ягу, которую нарисовал нам композитор в музыке.
Повторное слушание. (в конце-появляется Баба Яга)
Баба Яга. : Ха-ха-ха! Не ждали меня? Пролетала я мимо детского сада. Слышу — музыка звучит. Дай, думаю, остановлюсь, послушаю.
Муз. рук: Здравствуй, Баба Яга!
Баба Яга. : А эти чего не здороваются? (указывает на детей)
Муз. рук: Ребята, давайте поздороваемся с Бабой Ягой. (Здороваются)
Баба Яга: Здравствуйте, коль не шутите. Ну, выкладывайте, что вы здесь обо мне говорили? Хорошее или плохое?
Муз. рук. : Хорошее, хорошее, бабушка. Слушаем музыку про тебя.
Б. Я. : И кто же музыку про меня сочинил?
Дети: П. И. Чайковский.
Б. Я. : И как вы догадались, что она про меня?
Муз. рук. : Музыка похожа на тебя по характеру. Ребята, какая она?
Дети: Сердитая, злая.
Б. Я. :Да, я бываю и злая и вредная!
А может вы сможете еще и изобразить меня?
Муз. рук. : Ну что ж, ребята, попробуем с помощью движений изобразить Бабу Ягу.
Двигательная импровизация на музыку П. И. Чайковского «Баба Яга»
Дети передают характер музыки с помощью образных движений.
Б. Яга: Ничего себе, у меня аж, дух перехватило. Как вы меня изобразили! А может вы и песню про меня знаете?
Муз. рук. : Конечно, знаем, правда, ребята?
Хочешь послушать?
Б. Яга: Конечно, ох, как люблю песни слушать! Только слышу я плоховато.
Муз. рук. Ребята, споём для Бабы Яги, а чтобы песня получилась звонко, красиво, разбудим наши голоса. Ты, Бабушка, за нами повторяй!
Самомассаж «Голосок, проснись!»
Похлопаем немножко… (хлопки в ладоши)
И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга)
А теперь еще сильней,
Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно)
Снизу вверх…сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
Голосочек наш, проснись! (хлопают в ладоши)
Сверху вниз…снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши)
Песня «Баба Яга»
Баба Яга: Ой, а что так чудно пели. Вы и пели и плясали, а со мной не поиграли.
Муз. рук. : Баба Яга, а мы с ребятами знаем интересную игру, которая называется «Орешки». Баба Яга, хочешь, мы и тебя научим?
Баба Яга: Конечно, хочу!
Логоритмическая игра «Орешки».
Муз. рук: Видишь, Баба Яга, какие у нас дети ловкие да шустрые.
Баба Яга: Вижу, вижу! Очень вы меня порадовали!
Я теперь совсем другая,
Я хорошая не злая.
Песни, музыку люблю,
И с ребятами дружу.
Я столько нового сегодня узнала, только я позабыла, кто про меня музыку написал? Как она называется?
(ответы детей)
Ну все вы, касатики, про меня знаете!
Весело у вас, в саду, но пора мне в свой волшебный лес возвращаться.
Муз. рук: Баба Яга, прилетай к нам в гости, мы тебе еще много интересного расскажем.
Б. Яга: Спасибо, спасибо. А обязательно прилечу к вам, мои маленькие друзья!
(Прощается с детьми, под музыку улетает на метле)
Муз. рук: А нам, ребята, тоже пришла пора прощаться.
Муз. прощание.
(дети выходят из музыкального зала)