Светлана Васильева
Сценарий открытого урока музыки в 7 классе «Образ мужества в музыке Бетховена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: «Образ мужества в музыке Бетховена»
Сценарий урока музыки в 7 классе.
Составитель:
С. Г. Васильева, учитель музыки 1 категории
МОУ «Эльбарусовская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, USB-запоминающее устройство
Музыкальный инструмент: баян
Темочки:
- Бетховен Л., композитор
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Урок мужества. Сценарии уроков, классных часов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Методические пособия: цифровые образовательные пособия «История искусства», «Золотая классика», хрестоматия к программе «Музыка», 7 класс.
Учебно-методическое пособие «Зарубежная музыка 17-18 века», Г. Попова.
Наглядный материал: портрет композитора
Цель урока:
закрепить понятие «музыкальный образ»
Обучающая цель: на материале урока создать представление учащихся о Венской
классической школе
Развивающая цель: исполнить песню «Брестский трубач» в мужественном характере
Воспитательная цель: на основе эмоционального восприятия музыки Л. Бетховена воспитывать чувство мужества и любви к Родине.
План урока:
1. Беседа о композиторе Людвиге ван Бетховене
2. Знакомство с композиторами Венской классической школы
3. Анализ характера 1 части сонаты «Шторм»
4. Разучивание песни «Брестский трубач». В. Дубровин – В. Рубин
5. Викторина
6. Домашнее задание. Оценивание знаний учащихся
7. Итог урока
Оформление доски: дата, тема урока «Образ мужества в музыке Бетховена».
1.
Учащиеся входят в класс под музыку сонаты Бетховена «Шторм».
Учитель. Ребята, вы вошли в класс под музыку. Кто же сочинил ее?
Ученики. Бетховен.
Учитель. Какой инструмент звучал?
Ученик. Рояль.
Учитель. Какой характер музыки?
Ученики. Взволнованный. Тревожный. Страстный.
Учитель. Правильно. Немецкий композитор 19 века Людвиг ван Бетховен написал немало произведений для фортепиано. Всего у него 32 сонаты. Эта соната называется «Шторм». Как вы верно заметили, музыка звучала взволнованно и страстно. Современники называли композитора Бетховена бунтарем и революционером. Как вы думаете, почему?
Ученик. Бетховен родился в 1770 году, а в 1789-1894 годах произошла Великая французская революция. Идеи революции повлияли на на характер композитора и его музыкальное творчество.
Учитель. В 1789 году Людвигу было всего 19 лет. Образ мужества пронизывает все его творчество. Под влиянием свободолюбивых идей французской революции сложился характер молодого композитора, а под влиянием своих учителей, композиторов 18 века, Бетховен достиг новых вершин творчества. Сегодня вы, ребята, познакомитесь и с его учителями, композиторами Венской классической школы.
2.
Учитель открывает электронный учебник «История искусств», папку «Венская
классическая школа» и говорит о том, что в дальнейшем каждый ответ учащихся будет оцениваться на баллы.
Учитель. Вы видите на интерактивной доске портрет французского композитора Жана Батиста Люлли. Прочитайте вслух о композиторе /учащиеся читают о композиторе 17 века Жане Батисте Люлли, основоположнике жанра «опера»/.
А на этой странице вы видите другого композитора. Это – Йозеф Гайдн, австрийский композитор 18 века. Прочитайте теперь о нем /учащиеся читают об основоположнике Венской классической школы, создателе жанра «классическая симфония»/.
Бетховен был учеником Гайдна. Он брал у него уроки композиции.
На этой странице вы видите Вольфганга Амадея Моцарта. Это – еще один учитель Бетховена. Прочитайте о Моцарте.
Учитель. Какой жанр создал Моцарт?
Ученики. Классический концерт. А еще он написал 3 оперы, более 40 симфоний.
Учитель. Известно, что Бетховен два раза бывал дома у Моцарта. Семнадцатилетним юношей предстал Людвиг перед ним, когда пешком добрался из Германии. В каком году это было?
Ученики. В 1787 году!
Учитель. Верно. Эта встреча состоялась за два года до Великой французской революции. Несколько угрюмый, коренастого вида паренек поразил Вольфганга Амадея Моцарта своей игрой на клавесине. Вольфганг Амадей не прервал его игру. Когда музыка закончилась, Моцарт вышел в другую комнату и сказал своему другу:
- Скоро весь мир услышит имя этого парня. Его ждет блестящее будущее.
История подтвердила пророческие слова Моцарта. Бетховен добился мировой славы уже в 25 лет. В 1795 году его музыка звучала повсюду. Давайте прочитаем, какие сочинения принадлежат композитору Бетховену /учащиеся читают/:
• 9 симфоний
• Увертюры «Эгмонт» и «Кориолан»
• Обработки более 100 народных песен
• 32 сонаты для фортепиано
Учитель. В том числе и сонату «Шторм». Давайте послушаем ее повторно. / Звучит музыка. /
3.
Учитель. Что вы представили, когда слушали сонату?
Ученик. Революцию.
Учитель. Какой характер должен быть у революционеров?
Ученик. Мужественный, героический.
Учитель. Молодец! Такими же мужественными были и защитники Брестской крепости. Когда это было?
Ученики. Во время Великой отечественной войны.
Учитель. Сегодня мы разучим новую песню / открывает текст песни «Брестский трубач»/.
4. Брестский трубач
Слова Б. Дубровина, музыка В. Рубина
Над Брестом пылают знамена,
Веселые птицы звенят…
Но ветер гудит в бастионах,
Овеянных славой солдат.
От грозного взрыва, метнувшись с порога,
По-детски и смел и горяч:
- Тревога! Тревога! Тревога!-
Сигналит мальчишка-трубач.
Во мгле предрассветного часа
Мальчишка бойцов поднимал.
Порывисто, громко и властно
Взвивался бессмертный сигнал.
Учитель исполняет песню.
Ход вокально-хоровой работы:
• упражнения для подготовки голосового аппарата
• разучивание первого куплета песни «Брестский трубач» в медленном темпе
• коррекция звуковысотного воспроизведения
• акцентирование звуков, имитирующих сигнальные звуки трубы
Формы вокально-хоровой работы:
• фронтальная
• групповая
• индивидуальная
5.
Учитель задает вопросы:
- Какие композиторы являются композиторами Венской классической школы?
- Является ли Бетховен композитором Венской классической школы?
- Какой композитор основал жанр «опера»?
- Кто создал жанр «классический концерт»?
- Кто узаконил четырехчастную форму симфонии?
- Назовите создателя жанра «увертюра».
6.
Учитель. В ходе урока вы набирали баллы за активность. Посмотрите и посчитайте, сколько баллов вы набрали /пишет на доске инициалы учащихся, затем баллы, которые называют сами учащиеся /. Для оценивания знаний учащихся учитель использует модульную технологию.
7.
Домашнее задание. «Брестский трубач».
Учитель. Ребята, сегодня вы познакомились с Бетховеном, как с композитором Венской классической школы. Девиз Бетховена был такой: «Через все препятствия идти к победе!» Он был храбрым и волевым человеком, горячо любил свою родину. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений. Я желаю, чтобы его девиз стал вашим девизом и помог вам преодолеть все трудности жизни.