Марина Гарькина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Витамины для зайки» для детей с органическими поражениями ЦНС
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
М. М. Гарькина
КУ «Специализированный Дом «Малютка» для детей с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики»
Минздрава Чувашии, отделение г. Алатырь.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи „Витамины для зайки“ для детей с органическими поражениями ЦНС» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Аннотация: Занятие направлено на формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Занятие включает комплекс игровых заданий и упражнений, способствующих закреплению знаний об овощах и их пользе для человека, для детей 3-4 лет.
Ключевые слова: Овощи, витамины, полезные продукты.
Цель: создать условия для формирования представлений о пользе витаминов содержащихся в овощах для здоровья.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Формировать у детей представления об овощах, как витаминах полезных для здоровья;
Закрепить знания детей о характерных признаках овощей : цвет, форма, где растут;
Учить составлять рассказ-описание с опорой на наглядный материал (мнемотаблица);
Коррекционно-развивающие :
Развивать диалогическую речь как способ коммуникации ;
Обогащать и активизировать словарь существительных словами (овощи, витамины, прилагательных словами (полезные продукты);
Развивать мелкую и общую моторику, зрительно-моторную координацию;
Развивать познавательную активность, умение принимать воображаемую игровую ситуацию. Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, произвольное внимание;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение слушать и слышать педагога, действовать по словесной инструкции взрослого;
Формировать дружеские взаимоотношения и стремление помочь, оказавшимся в беде;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым. Воспитывать привычку мыть овощи перед употреблением их в пищу;
Методические приё мы:
Словесные - беседа, вопросы, объяснение;
Наглядные - рассматривание картинок, предметов;
Практические - действия с дидактическим материалом;
Игровые - пальчиковая гимнастика, физкультминутка, логоритмика, загадки;
Материалы и оборудование:
Муляжи овощей, игрушка зайчик, кукла Би-ба-бо, корзина, поднос, ширма, мнемодорожки.
Содержание НОД
I.Вводная часть
Дефектолог: (звенит в колокольчик)
Колокольчик мой звенит
Собираться нам велит
Собираемся в кружок
Поздоровайся дружок!
Здравствуйте щечки (трём щеки)
Здравствуйте ушки (трём ушки)
Здравствуйте ручки (трём ладошки)
Здравствуйте ножки (трем ножки)
Здравствуйте гости (машем ручками)
Здравствуйте ребятки (здороваемся)
II.Основная часть.
Введение в игровую ситуацию
Дефектолог: Ребята, усаживайтесь поудобнее (дети садятся на коврик).
Я сегодня к вам пришла со своим другом зайчиком, вот послушайте:
Жил-был заяц – длинные ушки,
Гулял он летом на лесной опушке,
Наступила зима, стало голодно зайке,
Нет морковки, нет капусты
Заболели у зайки лапки, заболели у зайки ушки
Не скачет он по лесной опушке!
И пошел он греться к ребятам в гости,
Там тепло и сухо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Заяц: Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. Дети здороваются.
Заяц: Зубки у меня разболелись, глазки плохо видят, ножки у меня не ходят.
Дефектолог: Да ты, наверное, такой больной, потому что витамины не ел?
Заяц: Витамины? Это что? И где я их возьму?
Дефектолог: Витамины - не таблетки
И не вкусные конфетки!
Они живут в продуктах,
Овощах и фруктах.
Ребята, а вы знаете в каких продуктах прячутся витамины?
Дети: В овощах.
Дефектолог: Овощи – это растения, которые люди выращивают на огороде. Ребята, овощи очень полезны – в них много витаминов, которые помогают расти здоровыми, весёлыми, крепкими.
Дети как вы думаете, какие овощи любит зайчик?
Ответы детей : (морковку, капусту).
А где мы возьмём морковку и капусту, чтобы угостить и вылечить зайчика?
Ответы детей : (на кухне, в магазине, на рынке)
Дефектолог: Ребята, я вам предлагаю попросить овощи для зайки у бабушки, которая живет в деревне. У нее самые вкусные овощи, в них много витаминов.
Дефектолог: А на чём мы поедем к бабушке в деревню?
Ответы детей : (на машине, поезде, автобусе)
Дефектолог: Я вам предлагаю отправиться к бабушке на автобусе. (Дети садятся на стульчики.)
Под музыку Железновой «Автобус», повторяют за педагогом движения. (Логоритмика)
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим (покачиваемся на стуле)
И из окошечка глядим
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот («скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони)
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт? (пожимаем плечами)
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот! (выполняем круговые движения руками впереди от себя)
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик -вжик-вжик! (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
И мы не просто так сидим
Бип-бип -бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип! («крутим руль» и бибикаем.)
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот! (подпрыгиваем на стульчиках)
Дефектолог: Вот мы и приехали (Дети встают со стульчиков)
Бабушка (кукла Би-ба-бо за ширмой) : Здравствуйте внучата, я очень рада, что вы ко мне в гости приехали. (Дети здороваются с бабушкой)
Дефектолог: Бабушка, наш друг зайчик заболел. Чтобы его вылечить нам нужны овощи с твоего огорода, так как в них много витаминов.
Бабушка: Я помогу вам внучата, но сначала отгадайте мои загадки.
(На столе корзина с овощами, прикрытая платочком, поднос для овощей)
1. Круглая, большая, с грядки,
Белая, со вкусом сладким,
Щей наваристых душа
И в салате хороша… (Капуста)
2. Она оранжевого цвета.
Полезный нам привет от лета.
Грызут её девчонки и мальчишки,
И даже длинноухие зайчишки. (Морковь)
3. Растут на грядке Зелёные ребятки.
Удалые молодцы,
И зовут их… (Огурцы)
4. Этот овощ быстро очень
Разгадаем, между прочим.
Он щекастый, красный, гладкий,
Он растет у всех на грядке. (Помидор)
Бабушка: Молодцы ребятки, отгадали все мои загадки.
Дефектолог: Дети посмотрите, что лежит на подносе?
Ответы детей : Морковь, капуста, помидор, огурец.
Какого цвета? Какой формы? Где растут? Как можно назвать, одним словом?
Правильно ребята, это овощи. Они очень полезны для здоровья, в них много витаминов.
Бабушка: Внучата, я хочу с вами поиграть в интересную игру «Чего не стало?
Проводится игра : «Чего не стало?».
Посмотрите внимательно и запомните, какие овощи на подносе. Давайте их еще раз назовем (огурец, морковь, капуста, помидор). Все овощи запомнили? (Ответы детей). Бабушка прячет один овощ, дети называют, чего не стало. Игра повторяется 2-3 раза.
Бабушка: Молодцы ребята, загадки отгадали, поиграли, а теперь помогите мне капусту посолить.
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Мы морковку трем. (Потереть ладони друг о друга)
Мы капусту солим, (Сложить пальцы в щепотку)
Мы капусту жмем. (Сжимать и разжимать кулачки)
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по
столу).
Перетерли, (Потереть ладони друг о друга)
Посолили, (Сложить пальцы в щепотку)
И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. (Потряхивание кистями рук).
Дефектолог : Ребята, давайте еще раз вспомним,что мы знаем об овощах. (На магнитной доске мнемодорожка с изображением овоща.)
Дефектолог вместе с детьми рассматривает мнемодорожку и разбирает что на ней изображено. (Капуста, круг, зеленый квадрат, грядка с капустой.)
Дефектолог даё т образец рассказа: Это капуста. Капуста овощ. Капуста круглая, зеленая. Растет на грядке.
Дети по очереди пересказывают рассказ по образцу дефектолога с опорой на символы (образы) мнемодорожки.
Это помидор. Помидор овощ. Помидор круглый, красный,растет на грядке.
Дети по очереди пересказывают по образцу дефектолога с опорой на символы (образы) мнемодорожки. (Используется не более 2-х мнемодорожек)
Дефектолог: Молодцы ребята. А сейчас нам пора возвращаться домой, зайчик нас, наверное заждался.
Давайте попрощаемся с бабушкой и поблагодарим за овощи.
Дети и дефектолог возвращаются к зайчику с корзиной, в которой лежат овощи.
Дефектолог: Зайка мы принесли тебе овощи с бабушкиного огорода, сейчас ты их поешь и выздоровишь.
Дефектолог: Ребята, а как вы думаете, можно ли кушать овощи немытые?
Дети: (Нет) ;
Дефектолог: Почему?
Дети: (Они грязные) ;
Скажите, что еще надо делать перед едой?
Дети: Мыть руки перед едой.
Дефектолог: Молодцы, а теперь покажем зайчику, как мы моем руки.
Физкультминутка.
Руки мыли – мыли, (моем ладошки)
Ушки мыли – мыли, (моем ушки)
Глазки мыли – мыли, (моем глазки)
Носик - мыли – мыли,
И теперь мы чистые,
Как зайчики пушистые.
Зайчик: Вот какие молодцы, всё умеете, всё знаете: где растут овощи, какого они цвета, какой формы. Какие они полезные, потому что в них много витаминов. И что их надо мыть овощи и руки перед едой.
III.Заключительная часть
Рефлексия:
Ребята если вам понравилось помогать зайке похлопайте в ладоши!
Дефектолог угощает ребят овощами и предлагает отнести их вместе с воспитателем на кухню, чтобы приготовить витаминный салат!
Литература
1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в детском саду» Издательство: Владос, 2017г.
2. Методика «Музыка с мамой» Е. Железнова.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» (Учебно-методическое пособие). - Санкт-Петербург: «Детство - Пресс» : 2009.
4. Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Москва «Владос», 2018г.
5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2006